03.10.2014
Краткий обзор статьи д-ра Адриано Ремиди, опубликованной в книге:
«I Balcani e l’Europa Centrale: I rapporti con il vicino ed estremo orienti» (Bologna 2012).
13 мая 1913 года завершился уход «великого европейского больного» со сцены континентальной Европы. Бухарестский мир положил конец Балканским войнам, определив конец владычества Османской империи на Балканах. Ее раздробленная территория была поставлена в изоляцию. В 1920 г. Севрский договор ограничил границы Турции Анатолийским полуостровом. Но ее зависимое положение продолжалось недолго. Мустафа Кемаль Ататюрк возглавил коалицию военных и националистических кругов, что позволило Турции установить полный контроль над Стамбулом и жизненно важными Черноморскими проливами.
В 1923 г., после кемалистской революции, были упразднены султанат и халифат, провозглашена Турецкая республика, что привело к радикальным внутренним преобразованиям, введению однопартийной системы и проведению реформ, приблизивших Турцию к Западу. Президент Мустафа Кемаль Ататюрк умер в 1938 г., но созданная им республика надолго пережила своего основателя, хотя его реформы до конца не преодолели отсталость и изоляцию новой республики. Лишь в 1980-е годы произошли некоторые изменения, состоялись парламентские выборы, был осуществлен переход к рыночной экономике, и Турция более активно вышла на международные рынки.
Последнее десятилетие XXI века ознаменовалось реформами, инициированными премьер-министром Р. Эрдоганом, расширением экономических контактов и постепенным развитием отношений с соседями, а также приспособлением внутренних структур к потребностям Евросоюза. Впервые за 90 лет страна стала преодолевать изоляцию, которая была характерна для первой Турецкой республики, и начала активно проводить политику экспансии и умеренной исламизации в близлежащих регионах. Диверсификация внешней политики Турции стала заметной после 2009 г., когда министром иностранных дел был назначен Ахмет Давидоглу.
Расширение геополитических границ влияния Турции произошло на фоне замедления связей с Евросоюзом. Еще в 2001 г. в своей книге «Углубленная стратегия» Ахмет Давидоглу писал о том, какой ему видится внешняя политика Анкары; он вполне позитивно оценивал имперское прошлое как отправную точку османского величия. Турция является своеобразным моста между христианским и исламским миром, и расширение региональных аспектов ее политики вовсе не означает поворота к османизму. В основе политики Турецкой республики лежит принцип «ноль проблем с соседями»; отказ от этого принципа может привести к напряженности и в собственном доме, где, к примеру, теперь живет больше албанцев, нежели в самой Албании. Таким образом, Давидоглу в начале XXI века определил свою доктрину, определяя новый этап разновекторности внешней политики Турции, ее бóльшую заинтересованность в Ближнем Востоке и Балканах, чем в политике Брюсселя.
Балканы
По мнению автора, в течение более пяти веков Балканский полуостров представлял собой «бьющееся сердце Османской империи». На Балканах до сих пор сохранились последствия ее господства (в Боснии, на юге Болгарии, в Албании и Косово). Согласно статистике агентства Туркстат, на Балканах проживает около миллиона турок, а от 16 до 20 млн жителей Турции имеют балканские корни. Такой уровень межэтнического пересечения усилил ощущение исторической ответственности. Наиболее остро эта проблема воспринималась во времена правления Ататюрка (Балканский пакт 1932 г., экономические отношения между Анкарой и Белградом). Вступление Турции в НАТО в 1952 г. привело к нарастанию напряженности между Турцией и балканскими странами, но с приходом Р. Эрдогана к власти турецкое присутствие в регионе просматривается вновь более отчетливо.
Начиная с 1990-х годов стали налаживаться контакты с мусульманской частью Балкан, что дополнялось активизацией экономических отношений, а с конца 1990-х Балканы стали более, чем когда-либо, приоритетной областью для Анкары. Как заявил министр иностранных дел Давидоглу, Турция является одной из балканских стран, и в отношении своих соседей она должна осуществлять внешнюю политику, основанную на четырех принципах: безопасность, политический диалог, экономическая интеграция и сохранение мультиэтнических структур. Таким образом, был определен некий амбициозный сценарий, учитывающий «общую судьбу турецкого и других народов, объединенных османским наследием на полуострове».
Турецкая smart power
В октябре 2009 года на церемонии открытия в Сараево международной конференции Ахмед Давидоглу назвал Балканы «буферной геополитической зоной для безопасности Турции». Многочисленность лиц турецкой национальности, которые жили и живут на Балканах, и людей с балканскими корнями, населяющих Турцию, — все это и определяет то повышенное внимание Турецкой республики к политике региональной безопасности, ибо любой кризис на Балканах мог бы отразиться и на территориях по ту сторону проливов. Вот почему, осознавая свою ответственность в отношении этой «буферной» зоны, Анкара в последние двадцать лет увеличила свой военный потенциал, внося вклад в инициативы, которые осуществляются в этой зоне по стабилизации этнических конфликтов. После заключения Дейтонских соглашений турецкий воинский контингент (1400 чел.) принял участие в SFOR.
Турецкое присутствие на Балканах проявляется в «миссии Альба» в Албании, Македонии и Косово, где Турция открывает школы и военные академии, поддерживая образование и военную подготовку албанских и боснийских офицеров. Являясь членом НАТО, Турция крайне заинтересована во вступлении Западных Балкан в Северо-атлантический пакт. Она инвестирует в «буферной» зоне культуру и образование, приветствует создание начальных и средних школ в мусульманских районах, участвует в восстановлении архитектурного наследия Османской империи и строительстве новых мечетей.
Проникновение smart power — пока еще ловкое и не очень заметное явление, но оно постепенно создает на Балканах новую ориентацию, сглаживает воспоминания о наследии тяжкого османского ига, а в целом все это облегчает проникновение Турции в политику Балкан.
Турция и страны Западных Балкан
Первоначально турецкое проникновение распространялось на Македонию и Болгарию. С 2005 г. стали заметны попытки влиять на Сербию посредством инвестиций (только в 2010 г. сербы получили 30 млн. евро.); далее опять Босния, Албания и Косово — главные объекты распространения турецкого влияния, в том числе и в сфере торговли. После создания зоны свободной торговли и открытия соответствующих рынков в мусульманских зонах Боснии экспорт Турции возрос с 28 млн. долл. в 2001 до 224 млн. в 2010 году. Таким образом, Турция стала четвертым национальным партнером после Словении, Австрии и Германии — по росту инвестиций, которые в 2010 г. достигли 138 млн. долларов.
После падения коммунистического режима в Албании сегодня 75% албанцев относятся к своим «братьям по вере» как к дружественной стране; политика Турции резко изменилась: Турция же считает Албанию своим стратегическим партнером в деле достижения длительной стабильности на Балканах.
Сегодня цель Анкары — не только проникать в «мусульманские Балканы», но также влиять и на Македонию, Черногорию, Сербию и Хорватию, в которых доля мусульманского населения составляет соответственно 33,3%, 17,7%, 3,2%, 1,3%. Из всех этих стран Македония была исторически наиболее привязана к Османской империи. К тому же Мустафа Кемаль Ататюрк родился в Греции в македонской семье, там же он получил высшее военное образование, а 6 млн. турок имеют македонские корни.
Но, как замечает автор, Турция не может претендовать на преимущественные позиции, поскольку США и НАТО этого не допустят. Более того — расширение «османского» присутствия на Балканах должно считаться с интересами Евросоюза, на который ориентируются правительства большинства западнобалканских стран. Поэтому Турция предпочитает действовать «тихой сапой», завоевывая позиции посредством предоставления инвестиций и расширения торговых обменов. Только за первое десятилетие XXI века турецкие инвестиции в Македонию составили 91 млн. долларов США, а экспорт турецких товаров возрос с 90 млн. в 2001-м до 363 млн. в 2010 году.
После натовских бомбардировок 1999 года отношения Турции с Сербией были заморожены и вновь ухудшились, после того как Турция вынуждена была под давлением признать независимость Косово, несмотря на противостояние правительства Эрдогана — Давидоглу. Тем не менее в октябре 2009 г. коммерческие связи с Сербией были налажены. После визита в Белград торговой делегации Турции подписаны соглашения о финансировании проектов в области инфраструктуры (в частности, о строительстве автомагистрали Белград — Бар), транспорта и социальных гарантий. В 2010 г. объем взаимной торговли Анкары и Белграда составил 306 млн. долл.
После подписания в 2006 г. соглашения о предотвращении двойного налогообложения объем торговых отношений Турции с Хорватией за период 2001 — 2010 гг. с 30 до 250 млн. евро.
Итоги
За последнее десятилетие отношения Турции с регионом Западных Балкан существенно расширились — прежде всего в сфере экономических обменов. Общий объем инвестиций возрос на 530%, торговый оборот — на 535%.
В соответствии с этим постепенно улучшаются и политические отношения. Таким образом, ловкая smart power действует в соответствии с основным принципом турецкой внешней политики «ноль проблем с соседями». По оценке автора статьи, экономический аспект политики Турции со странами Западных Балкан стал, важной частью ее нынешней «углубленной стратегии» как основного принципа внешней политики.
Обзор подготовлен А.А. Язьковой