Этот номер, по стечению обстоятельств — многоюбилейный и немного тревожный.
20 лет «Вестнику Европы» — в связи с чем републикуются манифест журнала из первого номера, написанная в 2001 Е.Гайдаром, Е.Гениевой и В.Ярошенко (неизменным главным редактором «ВЕ») и статья Отто Лациса, не утратившая своей актуальности.
75 лет старту Холодной войны — статьи двух специалистов: проф.Ивана Куриллы (СПб) и медиаэксперта Василия Гатова (Бостон) и три рассказа итальянского писателя Антонио Табукки, действие которых происходит в Берлине, Будапеште и Варшаве в те самые годы.
100 лет академику А.Д.Сахарову — и статья его биографа Б.Альтшуллера.
1600 лет Венеции — и два стихотворения о ней, Льва Лосева и Евгения Рашковского. В Венеции происходит и действие пьесы знаменитого британского драматурга Говарда Баркера, почти не известного в России, «Сцены с места казни».
Тревожность заключается в том, что Россия, как и наш журнал, 20 лет считавшая себя частью Европы, стала позиционировать себя как отплывающий от нее остров, и в этом году даже возникал вопрос о разрыве с Европой, несколько европейских стран были провозглашены «нежелательными», потому основная тема номера — «Россия vs Европа?».
Здесь статьи и эссе члена-корреспондента РАН, зам. директора Института Европы Ольги Буториной, политолога Константина Эггерта, писателя Дениса Драгунского, доктора философии Михаила Маяцкого (Лозанна), исследователя позднесоветской культуры и литературы Алексея Конакова, доктора экономических наук (и бывшего зампреда Центробанка) Сергея Дубинина, доцента Варшавского Университета (и бывшего директора Польского Культурного центра в Москве) Марека Радзивона, а также исследование Андрея Колесникова об истории «странного союза» Англии США и СССР.
Европе посвящены и многие другие тексты — венецианца, автора «новой религии» — артодоксии (от слова «арт») — Глеба Смирнова, кинокритика Андрея Плахова, о своей жизни в Берлине в интервью Нуне Барсегян рассказывают переехавшие туда художники, писатели, композиторы, а о «новой волне», целой плеяде российских, хоть и живущих по всему свету, композиторов можно узнать из обзора Дмитрия Макарова.
Вспомнили мы и о наследии диктатур — советской (воспоминания Юрия Крохина о Вадиме Делоне) и германской — режиссер-документалист и переводчик Александр Смолянский раскопал потрясающую историю об одном нацистском сооружении.
В этом номере — большой раздел литературы. Помимо уже названных — рассказ парижанки Ольги Медведковой (в прошлом году вышел ее первый роман, написанный по-русски, «Три персонажа в поисках любви и бессмертия», публикуемый рассказ, надеемся, поразит читателя не меньше), рассказы лауреата «Большой книги» Александра Иличевского и журналиста Артура Гранда о европейских городах, три рассказа молодого писателя Кирилла Куталова на печально-актуальную тему (упомянутая вначале тревожность тут звучит крещендо) и стихи: Владимир Салимон, Клаус Мерц (Швейцария), Марианна Грубер (Австрия), переводы с итальянского и стихи об Италии Евгения Солоновича.
Фотопроект номера – Григорий Ярошенко.