В контакте Фэйсбук Твиттер
открыть меню

Левиафан. Факты

Темы:  Культура
13.08.2016

История создания фильма Левиафан началась в 2008 году.

На съемках новеллы Апокриф для киноальманаха Нью-Йорк, я люблю тебя, переводчица и ассистент Андрея Звягинцева Инна Брауде рассказала ему историю о сварщике из штата Колорадо Марвине Джоне Химейере, у которого новые владельцы цементного завода решили выкупить мастерскую, расположенную на их территории. Марвин не шел ни на какие соглашения, и тогда управление завода попросту огородило забором его мастерскую. Отчаявшись бороться за свою собственность, пройдя все круги бюрократической судебной и исполнительной системы, он оборудовал многотонный бульдозер пуленепробиваемой броней, буквально запаяв себя в кабине трактора, и выехал на нем из своей мастерской. Он разрушил все постройки цементного завода, полностью снес забор, отгородивший его от внешнего мира, и направился в город. Полиция пыталась препятствовать ему чем только могла, в него было выпущено более двухсот пуль, были сооружены заслоны из тяжеловозов, но все их старания были совершенно напрасны: Марвин сметал всё на своем пути, а въехав в город, методично снес около десятка административных зданий. Завершив свое возмездие, он сказал по громкоговорителю: «до сих пор никто не хотел его слышать, теперь же его услышали все». После чего в кабине своего бульдозера он покончил собой. В этом инциденте не пострадал ни один человек, кроме самого Химейера.

  

Рассказ произвел на режиссера неизгладимое впечатление, и он всерьез задумался о съемках этой истории в США, предполагая детальный пересказ событий, а по возвращении в Россию поведал его своему другу и соавтору Олегу Негину, предложив ему написать сценарий на этой основе.

Чуть позже режиссер натолкнулся на текст, пересказывающий средневековую хронику времен Мартина Лютера (Михаэль Кольхаас). Сюжет этой новеллы, написанной Генрихом фон Клейстом, был почти до деталей схож с историей Химейера. Ясно было, что это вечный сюжет, исток которого, при определенном усилии, можно найти и в истории несчастного библейского Иова. Потому совершенно не имеет значения, где именно могли бы разворачиваться события этой драмы. История о столкновении человека с власть имущими универсальна. Скоро была найдена и еще одна аллюзия — параллель с текстом английского философа XVII века Томаса Гоббса. Меж этими сюжетами и идеями и был выстроен скелет Левиафана.

 

Зимой (уже в декабре 2010 года) Олег Негин написал первую версию сценария под рабочим названием Батя. Действие разворачивалось в России, но повторяло события американской трагедии, в том числе и бунт главного героя. Сценарий изобиловал ненормативной лексикой, что в некоторой степени смутило продюсера картины Александра Роднянского и помешало запустить проект тогда же, в 2011 году, сразу по завершении работы Звягинцева над Еленой.

 

Вторая версия сценария — уже под названием Левиафан — была закончена осенью 2012 года и объединила в себе аллюзии на американскую трагедию Марвина Джона Химейера, историю библейского Иова и философский трактат Томаса Гоббса Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского.

 

Левиафан — самый «многолюдный» фильм Андрея Звягинцева. Круг центральных персонажей состоит из восьми человек. В целом в картине действует более пятнадцати человек, постепенно вовлекаемых в полную драматизма воронку сюжета.

  

Поиск актеров занял почти год. Между пробами Владимира Вдовиченкова и его утверждением на роль прошло несколько месяцев. В этот период Вдовиченкову поступило предложение о съемках в британской картине под названием Черное море режиссера Кевина МакДональда (с Джудом Лоу в главной роли). Вдовиченков уже дал устное согласие англичанам, и тут ему сообщают, что он утвержден на роль в Левиафане. Похоже, для Вдовиченкова это явилось серьезным испытанием, которое он все же преодолел в пользу работы в фильме Звягинцева.

 

В поисках места действия фильма творческая группа картины посетила более 70 городов в радиусе 600 километров от Москвы, совершив путешествие от Пскова до Владимира, от Ярославля до Орла, заглянув даже в Беларусь. Окончательный выбор пал на поселок Териберка, расположенный на берегу Баренцева моря (Мурманская область). В поселке Териберка была выстроена декорация «Дом Николая», состоящая из двухэтажного деревянного дома, автомастерской и теплицы. Строительство велось с мая по июль 2013 года силами художественного департамента под руководством художника-постановщика картины Андрея Понкратова.

 

Съемочный период картины продолжался с 1 августа по 8 ноября 2013 года и составил 67 съемочных дней. Съемки проходили в поселках Териберка и Туманный, городах Кировске, Мончегорске, Апатиты и Оленегорске Мурманской области, а также в Пошехонье (Ярославская область). Некоторые интерьеры, с целью экономии средств на экспедицию, были сняты в Москве.

  

Для того чтобы «сродниться» со своим персонажем, Алексей Серебряков брал костюм своего героя накануне съемок и «обживал его», приезжая и уезжая со съемочной площадки в нем. Отказавшись от участия в других проектах, он не выезжал из Териберки два с половиной месяца, целиком посвятив себя съемкам Левиафана. То же сделала и Елена Лядова, весь съемочный период оставаясь с группой в экспедиции, и не покидая места съемок фильма. Это было очень важно для того, чтобы «нажить» отношения, сделать дом Николая живым, наполнить его духом хозяев. Актриса Анна Уколова по просьбе режиссера для съемок поправилась на 15 кило-
граммов.

 

Первый съемочный день ознаменовался неприятным событием. Во время съемки первого кадра, в котором Николай и Ромка проезжают сквозь каменное ущелье, у игрового автомобиля марки «Nissan Terrano» лопнуло переднее колесо. Сидевший за рулем Сергей Походаев и Алексей Серебряков, который контролировал управление автомобилем с пассажирского сидения с помощью специальной дублирующей системы, не справились с управлением: автомобиль врезался в другие машины съемочной группы. К счастью, в аварии никто не пострадал. Вдовиченков, в тот день бывший на съемочной площадке сказал: «Ничего. Это событие стоит рассматривать как хороший знак».

 

Из-за повреждений «Нисана» съемочный план в срочном порядке пришлось изменить. В первые несколько дней пришлось снимать не по запланированному заранее графику. Через несколько дней из Петербурга доставили другой автомобиль, его перекрасили в тот же цвет. Одновременно ремонтировали и ту машину, что пострадала в аварии. Таким образом, в фильме снимались две машины, которые постоянно присутствовали на съемочной площадке. Через две-три недели, в том же самом месте, во время съемки похожей сцены, когда рано утром Николай проезжает сквозь каменное ущелье, чтобы встретить на вокзале Дмитрия, повторилась похожая ситуация. В первом же дубле у первого «Нисана» лопнули сразу два колеса, но Алексей Серебряков на сей раз справился с управлением — и аварии удалось избежать.

 

Побывала в аварии и Елена Лядова. В одной из кадров (не вошедших в окончательный монтаж фильма) ее героиня отъезжает от парковки. Сдавая назад, Елена врезалась в стоящий позади автомобиль. Все отделались легким испугом, кроме того, что директор картины возместил незначительный ущерб хозяину пострадавшей машины. Таким образом, все актеры, управлявшие «машиной Николая», попадали в аварию. Причем происходило это всегда именно в кадре.

 

Там, где Ромка выбегает из дому встретить приехавшего Дмитрия, режиссер намеренно не предупредил Сергея Походаева, игравшего Ромку, о том, что Вдовиченков должен был подарить ему модель самолета для самостоятельной сборки. Эта импровизация была введена начиная с третьего дубля и в итоге вошла в картину.

 

Во время первой встречи Николая с Пашей на посту ДПС в роли напарника Паши снялся Алексей Походаев — отец Сергея.

 

В сцене завтрака в доме Николая после приезда Дмитрия Ромка дерзит Лиле, от отца за что получает подзатыльник. Снято было восемь дублей. На вопрос о том, как ему удается столь натурально изображать реакцию на подзатыльник, Сергей Походаев ответил: «Он бьет меня по-настоящему».

 

В фильме есть сцена, когда герои Алексея Серебрякова, Елены Лядовой и Владимира Вдовиченкова приезжают на центральную площадь вымышленного города Прибрежный, где стоит памятник Ленину. Любопытно, что на одной из детских фотографий, предоставленной Еленой Лядовой для съемок, она вместе с матерью стоит точно на такой же площади. Это фото стоит на трюмо в доме Николая, и его можно увидеть в сцене, когда к Николаю приезжает Паша, чтобы сообщить о том, что пропавшую Лилю нашли.

 

Сцена застолья после оглашения приговора по делу об имущественной тяжбе, в которой участвуют Николай, Дмитрий и Лиля, на этапе монтажа была сокращена вдвое.

Кадр со старой фотографией дома, которую Николай кладет на стол, показывая ее Дмитрию, был снят уже на этапе монтажа прямо в московском офисе, когда стало ясно, что сцена, бесспорно, будет подвергнута значительному сокращению. Для этой съемки были вызваны и Алексей Серебряков, и Владимир Вдовиченков. Эта панорамная фотография, сделанная еще в 1929 году, была найдена исполнительным продюсером Екатериной Маракулиной в краеведческом музее поселка Териберка. Но удивительным совпадением является то обстоятельство, что точка кинокамеры с видом на поселок и дом Николая была определена на том этапе подготовки, когда у группы еще не было в руках этой старой фотографии. То есть кто-то 85 лет назад поставил фотоаппарат почти на ту же точку, с которой съемочная группа решила снять эту панораму.

 

Кадр с мухой, бьющейся о стекло в начале сцены, когда Дмитрий перечитывает только что набранную им на компьютере жалобу на мэра, был снят спонтанно: режиссер как раз случайно заметил насекомое во время подготовки к сцене.

  

Сцена «Пикник у озера» снималась пять дней. Кадр, в котором брошенный Дмитрием камень «блинчиком» скачет по воде (начало сцены «Пикник у озера»), снимался отдельно. Мастерство запуска «блинчиков» демонстрировал лично Андрей Звягинцев (в очередь с дольщиком группы Леонидом Доленко). Чей именно бросок попал в монтаж, никто так и не знает.

 

В одном из эпизодов сцены «Пикник у озера», персонажи Алексея Серебрякова, Владимира Вдовиченкова, Сергея Бачурского и Алексея Розина выпивают по полному стакану водки в честь дня рождения Степаныча (Сергей Бачурский). В результате ошибки реквизитора в первом же дубле актерам была дана бутылка настоящей водки, которую они и выпили. Только после команды «стоп» актеры сообщили о том, что водка-то настоящая. Все четверо решили, что это был розыгрыш режиссера, и до сих пор не верят, что это было не так. Таким образом, актеры испытали на себе «суровый русский обычай» пить водку стаканами.

 

Сцена в вагоне поезда, когда Дмитрий возвращается в Москву, при монтаже была значительно сокращена. Съемки шли в реально движущемся поезде. Однако маршрут его движения был коротким, поэтому съемочной группе предоставили два вагона, «зеркально» прикрепленных друг к другу. Таким образом, когда поезд прибыл в Москву, съемочная группа просто перешла в соседний вагон. Поезд последовал в обратном направлении, однако направление движения в кадре осталось правильным.

 

Скелет синего кита, весом в полторы тонны и длиной 24 метра, изготовленный бутафорами на металлическом каркасе по заказу художника-постановщика Андрея Понкратова, был смонтирован в бухте рядом с поселком Териберка в течение шести дней.

 

Когда Лиля и Анжела разделывали рыбу на конвейере, съемки шли в реальной рабочей обстановке рыбоперерабатывающей фабрики, непосредственно во время ночной смены. Актрисы предварительно прошли инструктаж и вместо двух работниц встали за конвейер. Рядом с Лилей в «пазике» рыбзавода ехали жительницы поселка Териберка, настоящие работницы фабрики.

  

Во время съемки сцены, в которой Анжела и Паша приезжают предложить Ромке свое опекунство, в декорации «дом Николая» прямо во время дубля начался пожар. К счастью, в тот день было решено отложить обеденный перерыв, чтоб не прерывать съемку сложной сцены, и потому съемочная группа не ушла и вовремя обнаружила дым, идущий из-под стены, что позволило нейтрализовать источник возгорания и предотвратить преждевременную гибель
декорации.

 

За весь съемочный период картины было отснято три с половиной часа полезного материала, на что было потрачено 85 тысяч метров пленки Kodak.

 

Монтаж картины занял 50 дней.

  

Фильм был показан перед отбором на 67-й Каннский международный кинофестиваль еще до окончания процесса монтажа, а также работ по сведению звука и был принят в основную конкурсную программу. Премьера фильма состоялась в последний день фестиваля, 23 мая 2014 года. На следующий день, 24 мая, состоялось закрытие фестиваля в Каннах. Картина была удостоена награды за лучший сценарий.