В контакте Фэйсбук Твиттер
открыть меню

Из программы журнала с комментариями

Автор:  Гайдар Егор / Гениева Екатерина / Ярошенко Виктор
16.06.2021

НАМ 20 ЛЕТ


Из Программы «Вестника Европы» ХХI века

Опубликовано в журнале Вестник Европыномер 1, 2001


Наш журнал выходит в свет в самом начале третьего тысячелетия христианской эры, в переломное, драматическое время – когда России, после целого века метаний и революций, придется наконец подтвердить свой цивилизационный выбор, сделанный еще Петром I. Решать историческую судьбу огромной страны выпадет новому поколению, родившему уже в эпоху перемен, которое строит (и имеет уже) свою шкалу ценностей.

Мы видим третий “Вестник Европы” как журнал цивилизационного выбора, мощного интеллектуального интеграционного порыва, диалога культур и поколений. Мы попытаемся создать европейский журнал, публикуя русские и иноязычные произведения в едином контексте. Нас будет интересовать развитие России как европейская проблема и развитие Европы и всего мира как проблема российская.

…Не без волнения предлагаем мы публике пробный номер нового журнала. Учредители “Вестника Европы” XXI века, конечно, понимают уровень заявленной претензии.… Мы принимаем название “Вестник Европы”, как новому кораблю дают старое славное имя …

   А цель с петровских времен исторически одна, но сегодня она выглядит уже не как умозрительная философема, а как самый практический, политический (и остро актуальный) вопрос – как удержаться России в числе цивилизованных и развитых стран, совершить подвиг становления современной европейской страны. (Может быть, тогда, и только тогда, суждено нашей стране стать наконец самодовлеющей Россией.)

…Новый “Вестник Европы”, через двести лет после Карамзина, Пушкина и Чаадаева, – это уже, конечно, не тот, давний, миссионерский журнал европейской цивилизации в варварской и рабской России…Карамзин в 1802г. начинал с европейского дайджеста. В 1866 году петербургский профессор истории Михаил Матвеевич Стасюлевич начал издавать новый журнал “историко-политических наук” под незабытым названием карамзинского журнала.


***

Мы думаем, что в современной России, все еще во многом варварской (а кое в чем даже и рабской), все-таки уже сформировались вполне серьезные общественные и культурные силы, дающие надежду на позитивную эволюцию общества и его победу над государственным Левиафаном. Может быть, сюжет российской истории и состоит в вечной борьбе со Змием. Может, оттого так чтут у нас Победоносца.

Двадцатый век, казалось, навсегда разделил Европу в мировых войнах и последующем жесточайшем противостоянии. Но век закончился гибелью коммунистической системы, мощнейшим порывом народов к свободе и европейскому единению. Эти исторические тенденции пока что развиваются без достойного участия России.

Больше того, нашему обществу внушают, что российский порыв в Европу, характерный для начала 90-х годов, был ошибкой и ложным искушением, а достигнутые тогда эпохальные соглашения Россия–ЕС (Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, “Основополагающий акт Россия–НАТО”), в сущности, совершенно бессодержательны, что Россию в Европе никто не ждет, а если и ждут, то чтобы очередной раз унизить и обмануть.

В мелкой и ничтожной суматохе запоздалых имперских рецидивов пытаются противопоставить великому европейскому движению к объединению шаткие союзы с преступными и отверженными режимами.

Но, мы убеждены, движение России к европейскому единству неостановимо, имеет тысячелетнюю директорию и огромный запас хода.

…Мы убеждены в чрезвычайной важности и актуальности нашего проекта. Он не мог бы реализоваться в коммунистической России – а если мог, то только под поздне-брежневским лицемерным “Европа – наш общий дом”.

Европа не могла быть » общим домом «для свободных людей и империи рабов. Европа только и могла быть линией фронта между непримиримыми мирами. Общим домом она могла оказаться только после Освобождения России от коммунизма. В первые революционные годы ельцинской эпохи было много красивых, но так и увядших по разным причинам проектов.

И скоро выяснилось, что Россия совсем не в одно мгновение и не вдруг станет свободной и достойной страной. Что пройдут годы и годы, что потребуются труднейшая работа и долгая внутренняя борьба, чтобы идеи свободы, достоинства и закона наконец победили в России, как они (мы смеем думать) победили в Западной и Центральной Европе.

Поняв это, многие на Западе не смогли скрыть своего очередного разочарования Россией: она опять была виновата в том, что не оправдала чьих-то, пусть даже собственных, ожиданий.

“Вестник Европы”, нам думается, как идея стал актуален в начале после-ельцинской эпохи, в пору начавшейся ревизии результатов последнего десятилетия и уже проявившегося стремления многих демонтировать построенное при Ельцине несовершенное, несоразмерное и уж никак не классическое здание российской демократии. А заодно – тихо отобрать свободы (благо, многие ими и не дорожат), надежно и по возможности необратимо оторвать Россию от Европы, противопоставить ее миру, потому что только такой, отдельной и изолированной, как подводная лодка, страной можно править как вздумается.

Мы начинаем “Вестник Европы” именно теперь, когда внутри страны консолидируется, похоже, новая контрреформация и столь многие торопят приход нового периода патриотического изоляционизма.

Поэтому мы убеждены – пришло время нового “Вестника Европы” со всем магическим весом старого названия.

<…> Мы будем помещать российские и западные произведения в единый культурный и политический контекст. Мы надеемся, что эти тексты, а значит, и авторы, и мысли, и идеи, и стили, образные ряды, ментальности, будут взаимодействовать, резонировать, вступать в сложный и продуктивный диалог.

…Мы не хотим, чтобы Россия провалилась в трясину изоляционистской лжи, с ее картонными декорациями псевдовеличия. Мы должны выбраться из нашего изолята на широкий единый простор христианской цивилизации. Мы хотим взаимодействовать с миром, мы хотим жить в нем.

<…> Но пришли иные времена: от одних иллюзий избавились мы, от других избавили нас. Мы поняли, что либерализм еще не завтра станет комплексом ценностей, которые объединяют российское общество. Мы не отказываемся ни от этих ценностей, ни от своих культуртрегерских претензий. Но время изменилось. Быстро уходит в прошлое эпоха Ельцина, зашаталась и ельцинская конституция, основа режима последнего десятилетия. Пришло время не новой политики – скорее, промежуточное время, между революцией и реальным строительством России.

<…> В России по-прежнему с повторяемостью сна прокручивается все тот же сюжет – поиск места в мире, места среди других стран и народов, проблема национальной самоидентичности и национальной задачи, иначе говоря – трансцендентная задача смысла России. Тема эта главная в том комплексе идей, которые обсуждаются русской мыслью последних двух сотен лет. Сегодня она стала актуальной политической темой предстоящих лет уже хотя бы потому, что изменилась диспозиция. Нехотя, медленно, но меняется в своем недовыборе Россия. Еще быстрее меняется мир, и особенно стремительно и тревожно от нас уходит – меняется Европа, становящаяся единым экономическим, политическим, правовым, ценностным, психологическим пространством, пространством ответственности и закона высокоорганизованного демократического общества. “Вестник Европы” в сегодняшней ситуации будет журналом напряженного культурного диалога, цивилизационного выбора – и уже только поэтому будет журналом политическим.

Новый “Вестник Европы” мы бы хотели видеть журналом свободного размышления. Российский журнал европейских ценностей не может не быть оппозиционным (не столько властям, сколько укоренившимся среди властвующих тенденциям, умонастроениям, мировоззрениям и идеологиям).

Мы видим “Вестник Европы” очень широким журналом – без наперед заявленного эстетического направления, философского дискурса или даже политического пристрастия. Наше пристрастие выражено в названии, много работавшем в России. Сейчас, по нашему убеждению, европейский интеграл может объединить очень многих людей, которые необъединимы ни по какому иному основанию.

Для нас Европа не райский сад, а вполне реальное пространство реальных людей, реальных проблем и живой культуры.

<…>


***

России нужна Европа – мы имеем в виду политическое целеполагание к всемерной интеграции и …непременно связанные с этим растущая, здоровая экономика, высокий уровень производства, конкурентоспособная в условиях открытого европейского рынка экономика и высокий уровень социальной защищенности, образования, медицины, экологических и правовых стандартов, прав человека и этнических групп, гарантированных демократических процедур. Россия нужна Европе для строительства, в первую очередь, системы глобальной безопасности, стабилизации глобальных этнических и политических, религиозных процессов. Россия нужна Европе как недостающее – и ключевое – звено в цепи европейской демократической цивилизации. Россия не может быть оставлена “диким полем” по определению. Россия нужна Европе для осознания своей глобальной роли и глобальной ответственности, для перераспределения мировых центров силы и мировой политической и военной ответственности. С этими задачами мы начинаем наш журнал. ¶


Учредители журнала “Вестник Европы” XXI века:
Егор Гайдар, Екатерина Гениева, Виктор Ярошенко

Февраль 2001 г.