В контакте Фэйсбук Твиттер
открыть меню

Император

Автор:  Лекманов Олег
29.05.2022

где в ипатьевском подвале

ради пламенных идей

коммуняки убивали

перепуганных детей.

              

                                        Лев Лосев

* * *

Расстрел семерых членов императорской семьи и четырех человек из императорской свиты в ночь с 16 на 17 июля 1918 года не оставил и не мог оставить равнодушными большинство современников. Как минимум, потому что двум расстрелянным царевнам не было еще и двадцати лет от роду, а царевичу Алексею не исполнилось и четырнадцати.

Следы рефлексии над этим травмирующим сознание событием обнаруживаются не только в произведениях оппонентов политики большевиков[1], но и в книгах вполне ортодоксальных коммунистов: им нужно было как-то объяснить и оправдать для себя и для читателей убийство безоружных людей и детей.

Так, в повести Аркадия Голикова «Обыкновенная биография» 1929 года (в 1930 году вышедшей отдельным изданием под псевдонимом «Гайдар» и новым названием – «Школа») тема цареубийства первоначально подается в игровом, почти комическом ключе. Герой повести разговаривает со школьным товарищем:       

– Федька, – спросил я, – а почему французский царь президентом называется?

Федька задумался.

– Не знаю, – ответил он. – Я что-то слышал, что ихний президент вовсе и не царь, а так просто.

– Как это – так просто?

– Ей-богу, не знаю. Я, знаешь, читал книжку писателя Дюма. Интересная книжка – кругом одни приключения. И по той книжке выходит, что французы убили своего царя, и с тех пор у них не царь, а президент.

– Как же можно, чтобы царя убили? – возмутился я. – Ты врешь, Федька, или напутал что-нибудь.

– А ей-богу же, убили. И его самого убили, и жену его убили. Всем им был суд, и присудили им смертную казнь.

– Ну, уж это ты непременно врешь! Какой же на царя может быть суд? <...>

– Ну, хочешь – верь, хочешь – нет! – рассердился Федька. – Вот Сашка Головешкин прочитает книжку, я тебе ее дам. <...> Там собирался весь народ и судили, и казнили... – добавил он раздраженно, – и даже вспомнил я, как казнили. У них не вешают, а машина этакая есть – гильотина. Ее заведут, а она раз-раз – и отрубает головы.

– И царю отрубали?

– И царю, и царице, и еще кому-то там[2].

Затем у героя арестовывают и расстреливают дезертира-отца, и когда мальчик после Февральской революции встречает одного из участников ареста, тот оправдывается следующим образом:

 

Сам государь император и то только под домашним арестом, а уж чего же с нас спрашивать!.. Вон, слышите? Оратор говорит, что не нужно никакой мести, что люди должны быть братьями и теперь, в свободной России, не должно быть ни тюрем, ни казней. Значит, и нам не будет ни тюрем, ни казней[3].   

    

Однако сочувствия такая логика у героя не находит:

Я посмотрел ему вслед и подумал: «Как же так не нужно?.. Неужели же, если бы отец вырвался из тюрьмы, он позволил бы спокойно расхаживать своему тюремщику и не тронул бы его только потому, что все люди должны быть братьями?»[4]

Сопоставленные нами эпизоды «Школы», как представляется, введены в повесть для того, чтобы читатель сам восстановил в памяти не упоминаемое в «Школе» историческое событие – расстрел последнего русского царя, его жены и его детей. Вспомнил и не просто оправдал палачей, а понял справедливость и неизбежность их действий. Как сформулировал в заметке 1922 года не кто-нибудь, а Осип Мандельштам: «нельзя жить, если не будет убит царь»[5].

* * *

Стихотворения 1919–1930-х гг. прямо описывающие расстрел царской семьи, можно разбить на три группы: ту, где царь и его семья воспеваются, а палачи проклинаются; ту, где палачи воспеваются, а царь и его семья проклинаются; и ту, где палачи так или иначе оправдываются, но и к царской семье проявлено вольное или невольное сочувствие.

В первую группу входят достаточно многочисленные стихотворения русских эмигрантов. Все они не блещут особыми поэтическими достоинствами, поскольку за раскрытие темы цареубийства брались исключительно дилетанты. Приведем здесь в качестве примера только одно стихотворение, выхваченное почти наугад из эмигрантской прессы. В нем, как в линзе, собраны в пучок ключевые мотивы эмигрантских стихотворений о смерти последнего русского императора:      

Где-то там далеко на Урале,
Там, где в небо уперся гранит,
Темной ночью, как жертва, в подвале
Был Помазанник Божий убит.

Был убит Он с детьми и женою,

С горстью верных до гроба служак,

И с тех пор над несчастной страною

Льется кровь и сгущается мрак.

Много лет за железной завесой
Заперта, как колодник страна, —
Там глумится за черною мессой
Над распятым Христом сатана.

Так свершилась правительства смена

И раздел Твоих царственных риз…

Как Ты, прав, – только ложь и измена

Заменили наш старый девиз.

Сатана стал у власти кормила,
Заметая Твой царственный след,
Много горя страна пережила,
А «свободы» и мертвому нет.

Мы грешны, Русский Царь, перед Богом,

Пред Тобою мы тоже грешны,

У Тебя должники мы во многом.

Пострадал Ты за правду и «ны»…

Но всему есть и время и мера, –
После ночи наступит заря,
И Господь посрамит изувера
За убийство Руси и Царя.

Будет проклят свобод провокатор,

Будет проклят семнадцатый год,

И Тебя, Государь Император,

Будет чтить, как святого, народ.

И в лесу, на далеком Исете,
Он воздвигнет из мрамора храм,
Чтобы знали все люди на свете,
Что замучен был праведник там[6].

            Стихотворные тексты из второй группы (поругание убитых, воспевание убийц) поэтически тоже не слишком состоятельны. Такова, например, графоманская поэма Константина Тюляпина «Расстрел Романовых»:

В отштукатуренной

белой коробке,

В низкой,

подвальной,

       с одним окном

Романовы

встретились

      бледные, робкие,

С революционным

                 народным

                                    судом.

Жалким листком

пожелтевшей березы

Дрожит

Николая

              Романова

                                        взор…

Величье разбито.

Кончаются грозы…

…Читает

                уральский чекист

                   приговор.

Кровью миллионов

                    написаны буквы.

Итог преступлений

                    в строчках не счесть.

Там расстреляли.

                    Повесили тут вот…

В крови захлебнулась

царская месть[7].

            И далее:

Каждая сточка –

кровь преступлений.

Чекист проверяет

строчечный строй.

Мела белее

Виновник глумлений,

Палач

Николай

                                         второй[8]

            Такова и написанная куда более профессиональным автором (конструктивистом Диром Туманным (Н. Пановым)) поэма «Домик в Свердловске» (1926), в которой о столь незначительном событии, как расстрел царской семьи предлагается просто забыть, а вместо этого сосредоточить внимание на достижениях советской власти в городе, где некогда был убит император[9].

              Наиболее интересные стихотворения входят в третью группу. Это «Последний» (1919) Павла Антокольского[10], «Народной ярости не внове…» (1920) Марии Шкапской[11], «Царская ставка» (1922–1924) Михаила Зенкевича[12] и «Закон самодержавия таков…» (1924) Максимилиана Волошина[13]. Примыкают к этим стихотворениям и наброски к «Поэме о царской семье» (1930) Марины Цветаевой[14].

            Логика всех этих текстов отчасти совпадает с логикой приведенного мною чуть выше фрагмента из людоедской поэмы Тюляпина – Николай II и его семья расплачиваются за злодеяния, совершенные во время правления последнего русского императора.

            Царю и его семье припоминают ходынскую давку, бездарное поражение в русско-японской войне, 9 января 1905 года, распутинщину, бессмысленную гибель людей на фронтах Первой мировой войны:

То он, идиот, подсудимый, носимый

По серым низинам и взгорьям,

От черной Ходынки до желтой Цусимы,

С молебном, гармоникой, горем…

                                                 (Антокольский)

Народной ярости не внове

Смиряться страшною игрой.

Тебе, Семнадцатый Людовик,

Стал братом Алексей Второй.

И он принес свой выкуп древний

За горевых пожаров чад,

За то, что мерли по деревне

Милльоны каждый год ребят.

За их отцов разгул кабацкий

И за покрытый кровью шлях,

За хруст костей в могилах братских

В манджурских и иных полях.

                                                    (Шкапская)

А помните Ходынку и на Дворцовой площади
Иконы в крови и виселиц помост.
Как Людовику XVI-ому, вам не будет пощады,
Народ ничего не забывает и мстит…

                                                    (Зенкевич)

Закон самодержавия таков:

Чем царь добрей, тем больше льется крови.

А всех добрей был Николай Второй,

Зиявший непристойной пустотою

В сосредоточьи гения Петра.

Санкт-Петербург был скроен исполином,

Размах столицы был не по плечу

Тому, кто стер блистательное имя.

Как медиум, опорожнив сосуд

Своей души, притягивает нежить –

И пляшет стол, и щелкает стена, –

Так хлынула вся бестолочь России

В пустой сквозняк последнего царя:

Желвак От-Цу, Ходынка и Цусима,

Филипп, Папюс, Гапонов ход, Азеф…

Тень Александра Третьего из гроба

Заезжий вызывает некромант,

Царице примеряют от бесплодья

В Сарове чудотворные штаны.

Она, как немка, честно верит в мощи,

В юродивых и в преданный народ.

И вот со дна самой крестьянской гущи –

Из тех же недр, откуда Пугачев, –

Рыжебородый, с оморошным взглядом –

Идет Распутин в государев дом,

Чтоб честь двора, и церкви, и царицы

В грязь затоптать мужицким сапогом

И до низов ославить власть цареву.

И всё быстрей, всё круче чертогон…

В Юсуповском дворце на Мойке – Старец,

С отравленным пирожным в животе,

Простреленный, грозит убийце пальцем:

«Феликс, Феликс! Царице всё скажу…»

                                                          (Волошин)

И опять – стопудовым жерновом
Половина – какого черного?
– В голубые пруды атласные –
Часа – царствованья – сплошь красного!
Настоящего Моря Красного!
От Ходынского Поля красного
До веселого и красивого
Алексея Кровоточивого
На последнюю каплю – щедрого!

                                                   (Цветаева)

 

            Однако каждый из авторов, которых мы включили в третью группу, находит возможность для того, чтобы выразить ужас по поводу расстрела царя и его близких. Главным маркером сочувственного отношения поэтов к жертвам страшного приговора становится во всех перечисленных стихотворениях само упоминание о семье Николая II, и, в первую очередь, о мальчике-царевиче (характерно, что Тюляпин обходится сухим перечислением в самом начале поэмы: «Вышли. / Тревогой подернулись лица. / Николай, / Александра, / квартет дочерей, / Наследник… / Всего – / одиннадцать»[15]).

            При этом Антокольский и Зенкевич спроецировали строки о гибели императора и его сына на знаменитую балладу «Лесной царь» Гёте – Жуковского:

Он с мальчиком мчится. А лошадь взмолилась,

Как видно, пора околеть ей.

Зафыркала, искры по слякоти сея,

Храпит ошалевшая лошадь…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

– Отец, мы доехали? Где мы? – В России.

Мы в землю зарыты, Алеша.

                                            (Антокольский)

Мчится автомобиль в ночь, и рядом
Шепчет испуганно прижавшийся сын:
– Папа, папа, куда же мы едем?

                                             (Зенкевич)
           

            А Шкапская в финале своего стихотворения взглянула на смерть царевича Алексея с привычной для нее точки зрения Женщины и Матери:

Но помню горестно и ясно –

Я – мать, и наш закон – простой:

Мы к этой крови непричастны,

Как непричастны были к той.

           

            Нужно еще отметить, что в финале стихотворений Зенкевича и Волошина сделан акцент на подробностях последних минут царя и его семьи. Так что читатель с неизбежностью преисполняется к ним жалостью и состраданием: 

Последний раз обнимите сына,
Жену и дочерей. Как руки дрожат!
Соблюдайте достоинство вашего сана,
Здесь нет камергеров вас поддержать…
На костер волочите их вместо падали.
Ничего, если царская кровь обольет.
У княжон и царицы задирайте подолы,
Щупая, нет ли бриллиантов в белье.
Валите валежник. Не поленитесь,
Лейте бензин, – золотом затопить
Последнюю царскую ставку – поленницу
Дров, огневеющих ночью в степи.

                                                      (Зенкевич)

И где-то на Урале средь лесов

Латышские солдаты и мадьяры

Расстреливают царскую семью

В сумятице поспешных отступлений:

Царевич на руках царя, одна

Царевна мечется, подушкой прикрываясь,

Царица выпрямилась у стены…

Потом их жгут и зарывают пепел.

Всё кончено. Петровский замкнут круг.

                                                       (Волошин)

* * *

            Особое положение в ряду поэтических текстов о смерти последнего русского царя и его семьи занимает стихотворение Владимира Маяковского «Император». Как известно, будучи в Свердловске в январе 1928 года, он попросил тогдашнего председателя областного Совета Анатолия Парамонова о поездке к месту захоронения Николая II. По итогам и было написано стихотворение, для финала которого Маяковский в черновике подбирал следующие варианты:

Я вскину две моих пятерни

                                                Я сразу вскину две пятерни

                                                Что я голосую против

                                                Я голосую против

                                                Спросите руку твою протяни

                                                казнить или нет человечьи дни

                                                не встать мне на повороте

                                                Живые так можно в зверинец их

                                                Промежду гиеной и волком

                                                И как не крошечен толк от живых

                                                от мертвого меньше толку

                                                Мы повернули истории бег

                                                Старье навсегда провожайте

                                                Коммунист и человек

                                                Не может быть кровожаден[16]  

            Однако с направления, заданного этими черновыми строками, Маяковский в окончательном тексте резко свернул и превратил свое в меру человеколюбивое стихотворение в очередную кровожадную агитку. В итоговой редакции финал «Императора» оказался направленным против фигурантов так называемого Шахтинского дела[17] и выглядел он следующим образом:  

Прельщают

                    многих

                                короны лучи.

Пожалте,

                дворяне и шляхта,

корону

            можно

                        у нас получить,

но только

     вместе с шахтой[18].

   

  



[1] Ср., например, в очерке Владислава Ходасевича «У камелька в семье Каменевых» (1937) описание реакции автора на восторги О. Д. Каменевой по поводу живости и веселости ее сына: «Слушать ее мне противно и жутковато. Ведь так же точно, таким же матросиком, недавно бегал еще один мальчик, сыну ее примерно ровесник: наследник, убитый большевиками: ребенок, которого кровь на руках вот у этих счастливых родителей!» (Ходасевич В. Собрание сочинений: в 4-х тт. Т. 4. М., 1996. С. 260).


[2] Гайдар А. Собрание сочинений: в 4-х тт. Т. 1. М., 1971. С. 106–107.


[3] Там же. С. 155.


[4] Там же.


[5] Мандельштам О. Кровавая мистерия 9-го января // Мандельштам О. Собрание сочинений: в 3-х тт. Т. 2. М., 2010. С. 61.


[6] Петрушевский В. А. Государю Императору Николаю II // Русская летопись. Париж. Кн. 2. 1922. С. 58а. См. также: Янсон А. Царь света незримого. Финляндия, 1926; Шабельский-Борк П. Да воссияет Пресветлый! Берлин, 1929; Бехтеев С. Царский гусляр: сборник патриотических стихотворений. Ницца, 1934 и мн. др.


[7] Рост. Уральский ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. 1931. Кн. Вторя и Третья. Февраль – Март. С. 60. Подробнее об этом тексте см.: Подлубнова Ю. С. Интерпретации истории в художественных произведениях, посвященных пребыванию и гибели царской семьи на Урале // Сюжетология и сюжетография. 2015. № 1. С. 158–169.


>[8] Рост. Уральский ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. 1931. Кн. Вторя и Третья. Февраль – Март. С. 61.


[9] Панов Н. (Д. Туманный). Человек в зеленом шарфе. Вторая книга стихов (1924–1927). [М.], 1928. С. 80–93. Подробнее об этой поэме см.: Белоусова А. «Так вот куда октавы нас вели…»: «Домик в Свердловске» Н. Панова в контексте ирои-комической традиции // Studia Slavica IX: Сборник научных трудов молодых филологов. Таллинн, 2010. С. 171–186.


[10] Антокольский П. Избранное: в 2-х тт. Т. 1. М., 1966. С. 29–31.


[11] Шкапская М. Час вечерний. Стихи. СПб., 2000. С. 65–66.


[12] Зенкевич М. Сказочная эра. Стихотворения. Повесть. Беллетристические мемуары. М., 1994. С. 161–163.


>[13] Волошин М. Собрание сочинений: в 13-ти тт. Т. 1. М., 2003. С. 372–373.


[14] Цветаева М. Стихотворения и поэмы. Л., 1990. С. 669–672.


[15] Рост. Уральский ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. 1931. Кн. Вторя и Третья. Февраль – Март. С. 59. 


[16] Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: в 13-ти тт. Т. 9. М., 1958. С. 444.  


[17] Подробнее см.: Лекманов О. А. Последний император // Знамя. 2014. № 2. С. 197 – 206.


[18] Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: в 13-ти тт. Т. 9. С. 30.