В контакте Фэйсбук Твиттер
открыть меню

Эразмус+

Автор:  Братек Томаш / Скибинска Беата
Темы:  Страны
16.10.2015

Фото: В. Ярошенко

Беата Скибинска и Томаш Братек рассказывают о деятельности в Польше европейской программы образования «Эразмус +»

Европейская интеграционная образовательная программа «Эразмус» началась еще в 1987 году.

В 1995–1999 годах успешно осуществлялась программа «Сократос». В 2000–2006 — «Сократос +». Это одна из важнейших интегрирующих программ Европейского Союза. Затем разные программы соединили, и получилась единая европейская программа непрерывного образования.

Первая программа «Эразмус» включала разнообразные европейские проекты образования, в основном высшего. В Польше реализация этой программы началась с 1993 года, задолго до вступления страны в ЕС.

Страны — члены ЕС приступили к реализации программы «Эразмус +» на 2014–2020 годы, включившей в себя предыдущие программы, в том числе и школьное, и высшее, и образование взрослых, и дополнительное образование. Это довольно амбициозная и одна из самых дорогостоящих европейских программ.

 

«Сократос» — комплексная программа, охватывающая школьников, студентов и даже взрослых, в свое время не получивших должного образования.

Программа «Леонардо да Винчи» фокусируется на профессиональном специальном образовании.

А «Эразмус+» включает все эти программы плюс дополнительные, в том числе неформальное и дистанционное образование, лекционную деятельность, развивающие и фокусирующие программы. Концепция исходит из того, что в современном мире человек учится всю жизнь; вот и сейчас люди старших возрастов активно осваивают компьютер, интернет, смартфоны и иные современные гаджеты, участвуют в социальных сетях, что помогает им решать многие прежде неразрешимые проблемы коммуникации, одиночества, сервиса, медпомощи и консультаций.

Есть и вполне неожиданные, новаторские программы, призванные отвечать на вызовы времени. Так, программа «Tempus-спорт» посвящена спорту и его роли в образовании, формировании стиля и образа жизни, ценностей и узлов общественных коммуникаций, навыков и компетенций жизнедеятельности в современном мире.

Специальная программа «Jean Monet» (по имени одного из основателей ЕС) посвящена развитию знаний о Европейском Союзе, о принципах его устройства, структуре, законодательстве, институтах и инструментах.

Программа «Эразмус+» — сейчас одна из самых приоритетных в Евросоюзе. Бюджет программы составляет 14,7 миллиардов евро, он вырос на 40 %, (и это, несмотря на кризис). Политики всех стран ЕС и Европарламент согласились, что необходимо увеличить финансирование образования и просвещения.

Для управления этим немалым бюджетом создано европейское исполнительное агентство и национальные агентства в странах-участницах.

Национальные агентства финансируются частично из программы, частично — из национального бюджета. В программу «Эразмус+» входят страны-участницы, это не только 28 стран — членов ЕС, но и страны ассоциированные — Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, страны — кандидаты в ЕС Турция и Македония, а также партнерские страны.

Страны-партнеры — это все прочие европейские страны, разделенные, впрочем, на две категории: соседи и прочие. Особо выделены страны восточного партнерства: Молдавия, Грузия, Украина; затем Северная Африка, Западные Балканы и Россия, которая непосредственно в программу не входит.

Структура программы многослойна и сложна.

Здесь есть еще много различных подпроектов, разделов: КА1 — финансирование поездок с целью образования; КА2 — это многосторонние проекты; есть подпроект, поддерживающий сотрудничество в пользу инноваций и новых обучающих практик. Программа стимулирует сотрудничество учреждений, ассоциаций и организаций; участников должно быть как минимум три или шесть. Для начала участники должны определить общую цель (например, улучшение качества образования или улучшение функционирования учреждений образования). Предусмотрена поддержка реформ в области образования, мониторинг, конкурсы, заявки по определенным тематикам: реакции, анализ, обсуждение, публикации, обратная связь по «дружескому обмену». Есть специальная подпрограмма, поощряющая мобильность студентов и научных сотрудников. Практически все европейские студенты имеют возможность участвовать в программе и учиться в самых разных вузах и университетах Европы.

Польское национальное агентство отвечает за реализацию программ, функционирование всей многоступенчатой системы, за информационное обеспечение, консультации вузов и студентов.

С 2015 года вузы всех стран — участников программы смогут вести сотрудничество со всеми странами ЕС.

На каждый регион определяется бюджет. На глазах увеличивается приезд в Польшу иностранных студентов, растет и мобильность польских студентов и аспирантов. На первый взгляд, в программе много формалистики, но работает она эффективно. Создаются консорциумы между университетами, возникают взаимные интересы, они обмениваются преподавателями, курсами лекций, целыми практиками, и методиками, студентами, совместно разрабатывают аудиовизуальные пособия, лабораторные технологии, гибкие формы студенческих практик. Университеты уходят от привычной им политики изоляции, все охотнее вступают в консорциумы, потому что не многие могут выдержать конкуренцию в жестком мире образовательного бизнеса. Выигрывают только самые крупные, имеющие большой опыт, престиж, средства, а также хорошую преподавательскую базу, высокие мировые и европейские рейтинги.

Но, очевидно, что в самые лучшие вузы не могут поступить все желающие, ведь обществу нужны люди самых разных квалификаций.

Вузы могут также сотрудничать в рамках «стратегических партнёрств», которые они должны формально установить, соответствовать определённым критериям уровня этого партнерства. Действует центр сотрудничества с восточноевропейскими странами, центр поддержки сотрудничества между вузами Европы, Кавказа и восточными
соседями…

С Россией сотрудничество шло по программе «Темпус». К сожалению, сейчас российские вузы исключены из интеграционной программы европейского развития образования.

В современном мире растет роль постуниверситетского, неформального образования. По данным программы «Эразмус+», 40 процентов нынешних европейских профессионалов обучались своим компетенциям неформально.

Стремительное развитие интернета и интерактивных методик, опыта визуальных игр и программ. Растет роль дистанционного образования.

Будущее образования здесь видят во внедрении «высоких технологий» самого образовательного процесса с акцентом на активное самообразование субъекта. Без сильной внутренней мотивации невозможно добиться качественного образования; этот процесс прежде всего глубоко личностный, но образовательные технологии помогают человеку интегрировать знания и умения.

Демографическая ситуация в современном западном мире вынуждает вузы соревноваться за каждого студента. По мнению идеологов программы, должны перестать быть эдакими «башнями из слоновой кости», неприступными для непосвящённых, с нерушимой внутренней иерархией.

Образование — это свободное и демократическое сотрудничество обучающих, обучающихся, непрерывное воспроизводство, наработка новых знаний, передача знаний и технологий научного познания от одних поколений — другим.

 

© Текст: Беата Скибинска, Томаш Братек

© Фото: В. Ярошенко