В контакте Фэйсбук Твиттер
открыть меню

Хроника

открыть в формате ПДФ Темы:  Культура
01.02.2014 Фонд Гайдара, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им.М.И. Рудомино, Институт Гайдара, Академия народного хозяйства и Государственной службы при Президенте РФ (РАНиГС), Редакция журнала «Вестник Европы» 2013;

Октябрь

20 октября. Прошли третьи Гайдаровские чтения, посвящённые развитию гражданского общества на Северном Кавказе

Инициатор проекта Ирина Стародубровская, Институт Гайдара:

Тема гражданского общества в регионе была последней, которую инициировал сам Егор Тимурович, отмечая её актуальность и важность... По нашему впечатлению то, чего не хватает культуре общения в рамках гражданского общества на Северном Кавказе, — это умения вести диалог и достигать компромиссов... Важный момент нынешних Чтений состоит в том, что они готовились в активном взаимодействии с Комитетом гражданских инициатив.

hronik1

* * *

24 октября в Любляне прошла презентация книги Егора Гайдара «Гибель империи», вышедшей в издательстве Didakta на словенском языке. Словенское издание открывает начатую Фондом серию публикаций Егора Гайдара на иностранных языках; цель этой программы — познакомить европейского читателя с основными работами выдающегося экономиста и государственного деятеля. Презентация «Гибели империи» для СМИ и академического сообщества прошла в Словенской академии наук и искусств: сначала книгу представил Председатель правления Фонда Егора Гайдара Борис Минц, а после выступлений Петра Гайдара и директора издательства Didakta Руди Замана Андрей Нечаев прочел лекцию «20 лет экономического развития России: от рыночных реформ к госкапитализму». Вечером этого же дня в Российском центре науки и культуры представители Фонда презентовали специальный номер журнала «Вестник Европы», полностью посвященный словенской литературе и культуре. Презентацию открыл главный редактор «Вестника Европы» и член правления Фонда Виктор Ярошенко. На встрече также выступили посол РФ в Словении Доку Завгаев, бывший президент Словении Данило Тюрк, профессор философского факультета Люблянского университета Андрей Розман.

Ноябрь

1 ноября в Овальном зале ГБИЛ с успехом прошел поэтический вечер и презентация новой книги стихов «Ночь поменяла цвет» поэта Владимира Салимона, великолепно изданной «Центром книги Рудомино». Владимир Салимон, мудрец и тонкий лирик, много лет сотрудничает с журналом «Вестник Европы». Читайте его стихи в следующем томе журнала. Вечер вел поэт Алексей Алехин.

15 ноября в атриуме Библиотеки иностранной литературы открылся скульптурный портрет Егора Гайдара работы Георгия Франгуляна.

На церемонии открытия выступили Екатерина Гениева, директор Библиотеки иностранной литературы; Борис Минц, председатель правления Фонда Егора Гайдара; Мария Гайдар, дочь Егора Гайдара; Эрнст-Йорг фон Штудниц, председатель правления Германско-российского форума, Посол Германии в России в 1995–2002 гг.; Георгий Франгулян, автор, народный художник России.

15 ноября в театре МТЮЗ прошла торжественная церемония награждения Премии имени Егора Гайдара-2013. Премия Гайдара была учреждена в 2010 году, вручается в третий раз. Лауреатами Гайдаровской премии 2013 года стали:

В номинации «За действия, способствующие формированию гражданского общества»

Елена Немировская — общественный деятель, основатель «Московской школы политических исследований»;

В номинации «За выдающийся вклад в области экономики»

hronik2

Сергей Игнатьев — государственный деятель, Глава ЦБ РФ с 2002 по 2013 г.;

В номинации «За выдающийся вклад в области истории»

Александр Пыжиков — главный научный сотрудник РАНХиГС, доктор исторических наук;

В номинации «За выдающийся вклад в развитие международных гуманитарных связей с Россией»

Лешек Бальцерович — государственный деятель, основоположник польских экономических реформ.

На торжественной церемонии вручения Гайдаровских премий выступили Анатолий Чубайс, Сергей Дубинин, Алексей Кудрин, Дмитрий Зимин, Борис Минц, Евгений Ясин, Люд-
мила Алексеева, Леонид Гозман, пианист Сергей Жилин и народный артист России Константин Райкин. Церемонию провел Николай Сванидзе.

* * *

Телеканал НТВ показал фильм «Гибель Империи» Алексея Пивоварова (на основе книги Егора Гайдара). Сложную и противоречивую историю крушения советской экономики комментировали Анатолий Чубайс, Пётр Авен и Андрей Нечаев. Фильм создан при поддержке Фонда Егора Гайдара.

20 ноября в Гайдар-клубе прошла ДИСКУССИЯ: КТО И КАК ПОТЕРЯЛ НАШИ ПЕНСИИ? (Материалы дискуссии — в этом номере журнала.)

26 ноября в атриуме Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино торжественно установлен скульптурный портрет Эразма Роттердамского. Медный бюст гуманиста изготовлен российским скульптором и художником из Санкт-Петербурга Михаилом Яковлевым. Памятник преподносят в дар Nuffic Neso и Ассоциации выпускников голландских вузов NANR при спонсорской поддержке голландских ING Bank, торговой компании Koopman International, рекрутинговой компании G-Nius и Bauke van der Meer Tax & Legal Services.

27 ноября. Гайдар-клуб. Дискуссия о разночтениях в трактовке законов и о конкуренции между Высшим Арбитражным Судом и Верховным Судом РФ. Выступили Александр Верещагин, Александр Муранов, Анатолий Семенов и Вадим Новиков.

29 ноября. В Берлине c успехом прошла международная конференция «Либеральная экономическая и финансовая политика в Германии и России. Опыт и перспективы», организованная Фондами Гайдара и Науманна. Форум был организован Фондом Егора Гайдара и Фондом Фридриха Науманна в партнерстве с германо-российским форумом и с Восточным комитетом германской экономики.

Задача Форума — экспертное обсуждение опыта либеральных реформ в России и Германии и анализ проблем, стоящих перед двумя странами в период экономического и финансового кризиса. В работе форума с российской стороны участвовали Борис Минц, Петр Гайдар, Алексей Кудрин, Евгений Ясин, Андрей Нечаев, Екатерина Гениева, Ирина Буйлова, Виктор Ярошенко; с немецкой стороны: Эрнст-Йорг фон Штудниц, Экхард Кордес, Райнер Линдер, Андреас Пинкварт, Йоханнес Фогель, Отто Фрике и Петер Тильс. (Выступление Алексея Кудрина читайте в этом номере журнала.)

Декабрь

13 декабря в Институте Гайдара, в рамках Гайдаровских чтений, был первый день международной конференции, посвященной политической демографии и макросоциологической динамике.

Дарья Халтурина и Евгений Юрьев из Института научно-общественной экспертизы представили доклад «Через 10 лет будет поздно?» о вызовах и сценариях развития демографической политики Российской Федерации...

Экспертами Рабочей группы Открытого правительства по семье и детям были проведены расчеты основных сценариев демографического развития России, включая инерционный и оптимистический сценарии, а также сценарий в соответствии с Концепцией демографической политики. Расчеты показывают, что при инерционном сценарии, если не будут предприняты новые меры поддержки рождаемости и предотвращения смертности, численность населения России в ближайшие десятилетия будет стремительно падать — со 143 млн человек в 2010 г. до 140 млн человек к 2020 г. и до 113 млн — к 2050 году.

hronik3

России в условиях надвигающейся «демографической ямы» нужна «концентрированная» демографическая политика, приоритетными целями которой в ближайшие два десятилетия должны стать повышение рождаемости до уровня воспроизводства населения (около 2,1 ребенка на женщину) и снижение смертности, в особенности ликвидация сверхвысокой предотвратимой смертности мужчин в трудоспособных возрастах.

Необходимы эффективные меры поддержки семей с детьми (увеличение выплат, пособий, доступность услуг по уходу за детьми, обеспечение жильем, возможность для матерей работать по гибкому графику), снижения смертности (модернизация системы медицинской помощи, антиалкогольная и антитабачная политика и др.), оптимизации миграционного прироста.

Майкл Тейтельбаум из Гарвардского университета и Фонда Альфреда Слоуна выступил с докладом «Демография, когда политика имеет значение, и политика, когда демография имеет значение». Он рассказал о политических значимых демографических вызовах, с которыми сталкиваются современные государства. М. Тейтельбаум привел в пример появление новых слов в лексиконе европейцев — «еврабия», «исламофобия» и отметил, что укоренение слов, несущих столь высокий эмоциональный заряд, демонстрирует негативное отношение европейцев к мигрантам, ожидающих от европейских властей соответствующего ответа. Демографические вызовы способны влиять на перераспределение экономических ресурсов и власти, если мы говорим о международном уровне, то «провалы» в демографической политике в отдельно взятом государстве способны изменить мировой порядок в целом.

Ханс Вебер из университета Штутгарта в выступлении «Политическая демография и демократия» представил результаты анализа причинно-следственных связей между возрастной структурой общества, политической нестабильностью и демократией. Он пришел к выводу, что высокая рождаемость впоследствии приводит к экстремальному росту доли молодежи в возрасте от 15 до 29 лет в обществе. Этот фактор существенно влияет на характер реакции общества на диспропорции в политике и экономике. В частности, социальные протесты проходят более агрессивно и эмоционально, что вызывает жесткую реакцию властей. Поэтому уровень политической свободы в странах с высокой рождаемостью гораздо ниже, чем в странах, которые сталкиваются с противоположной проблемой — низкой фертильностью. Именно этим объясняется довольно мирный характер социальных протестов в развитых европейских странах, которые также отличаются политической стабильностью.

Специальная пленарная сессия была посвящена рассмотрению политической демографии и социальной динамики в Азии и Африке. Данный акцент не случаен, так как применительно к исследованию именно этого региона мировой политической демографии удалось добиться особенно серьезных успехов.

Цай Юн (университет Северной Каролины в Чапел-Хилл, США) представил доклад «Долгосрочные демографические, экономические и политические последствия китайской политики: “одна семья — один ребенок”». Было показано, что особую угрозу социально-политическому положению страны несет созданный этой политикой дисбаланс полов. В кратко- и среднесрочной перспективе ситуация при любом из сценариев развития выглядит угрожающе. Стремительный рост численности молодых людей, не имеющих никаких шансов получить себе постоянного брачного партнера, в КНР будет неизбежно расти вплоть до середины 2020-х годов.

Затем этот рост несколько замедлится в связи — с меньшей численностью того поколения китайцев, которое будет входить во взрослую жизнь в конце 2020-х. При этом даже немедленный отказ от политики «одна семья — один ребенок» начнет давать здесь свои плоды только с середины 2030-х.

Андрей Коротаев (РАНХиГС, Россия) в своем докладе «Египетская революция: структурно-демографический анализ» показал, что администрация Мубарака «не заметила» социального взрыва. Статистика утверждала: страна развивается очень успешно, экономика растет хорошими темпами даже в кризисные годы. Уровни бедности и неравенства — одни из самых благополучных в странах третьего мира.

Мировые цены на продовольствие росли, но правительство принимало серьезные меры для смягчения последствий этого для беднейших слоев населения. Уровень безработицы меньше, чем во многих довольно благополучных странах мира, а в последнее время даже несколько сократился. Однако крупномасштабный социальный взрыв все же произошел.

Джек А. Голдстоун (университет Джорджа Мейсона/РАНХиГС, США/Россия), Андрей Коротаев и Юлия Зинькина (РАНХиГС, Россия) представили доклад «Рост численности населения в Африке: тревожные исключения из демографического перехода, возможные последствия и пути их предотвращения».

hronik4

Отмечалось, что в международных рекомендациях по развитию Африки вопросам снижения темпов роста населения и необходимым для этого мерам уделяется недостаточно внимания. Задержка со снижением рождаемости во многих странах Тропической Африки ведет к взрывообразному росту численности населения в ближайшие десятилетия. Согласно среднему прогнозу ООН, население Малави, Кении, Уганды, Замбии, Мозамбика во второй половине нашего века превысит население России.

Население же Нигерии составит 750 млн, намного превысив население всей Европы, включая нашу страну. Такой взрывообразный рост населения создает колоссальную нагрузку на экономику, городскую и сельскую инфраструктуру и способен обернуться крупномасштабными гуманитарными катастрофами.

Ситуация усугубляется тем, что во многих странах Восточной Африки душевое потребление продовольствия едва достигает нормы ВОЗ. Увеличить же его в Африке не получается, во многом потому, что чрезвычайно быстрый рост населения в буквальном смысле «съедает» рост производительности труда — особенно в аграрном секторе, где до сих пор занята очень большая часть африканского населения.

Подобная ситуация в прошлом, в том числе и в недавней истории Африки, нередко приводила к крупным социально-политическим потрясениям, вплоть до гражданских войн. Представляется целесообразно сосредоточить усилия в этом направлении на главных группах мер, таких как обеспечение всеобщего обязательного женского среднего образования. Проведенный анализ показал, что достижения цели развития тысячелетия (100% охвата начальным образованием) совершенно недостаточно для предотвращения демографического взрыва, так как рождаемость в этом случае в Тропической Африке снизится, но составит более пяти детей на женщину (для стабилизации численности населения она не должна превышать 2,1 ребенка на одну женщину).

Влияние распространения среднего образования (особенно женского) на рождаемость в Африке южнее Сахары гораздо сильнее. Регрессионный анализ показал, что при наличии как минимум неполного среднего (и выше) образования у 70% женского населения старше 15 лет рождаемость в Тропической Африке должна выйти примерно на уровень простого воспроизводства — 2 ребенка на женщину. Однако с учетом того, что это долгосрочная мера, эффект от которой даже при ее немедленном введении начнет сказываться лишь через 8–10 лет (по мере вступления девочек, получивших всеобщее среднее образование, в активный репродуктивный возраст), необходимо параллельно принимать и другие меры по снижению рождаемости (прежде всего в области планирования семьи), которые могут дать более быстрый эффект.

Четвертая пленарная сессия была посвящена рассмотрению роли религии, национальности и региональной динамики в России и мире.

http://www.iep.ru/ru/konferencii-seminary-kruglye-stoly/gaidarovskie-chteniya-politicheskaya-demografiya-i-makrosociologicheskaya-din

17 декабря в Белом и Бежевом залах Библиотеки иностранной литературы состоялось торжественное открытие выставки «Альбер Камю. Встречи на мосту». Выставка приурочена к столетнему юбилею со дня рождения Альбера Камю, одного из крупнейших писателей Франции ХХ века.

Библиотека иностранной литературы продолжает серию выставок «Декорации классиков» — фотографии Людмилы Волковой. Людмила Волкова — журналист, фотограф, художник. В рамках проекта «Декорации классиков» выходили выставки и фотоальбомы, посвящённые творчеству Достоевского, Гоголя, Гончарова, Бродского. Выставки, проводимые совместно с Библиотекой иностранной литературы, демонстрировались во многих городах России и Европы. Фотографии серии «Альбер Камю. Встречи на мосту» сделаны по мотивам романа Камю «Падение».

hronik5

17 декабря. Лекция генерального директора Библиотеки иностранной литературы ЕКАТЕРИНЫ ЮРЬЕВНЫ ГЕНИЕВОЙ «Кто вы, господин Шекспир?»

Философ, мудрец, до тонкостей изучивший человеческую природу, обладавший энциклопедическими знаниями в области истории, географии, медицины, геральдики, мифологии, символизма, владеющий французским, итальянским, латинским и греческим языками. Тот ли это человек, носящий имя Уильям Шекспир, уроженец английского городка Стратфорда-на-Эйвоне? Над этой загадкой ломают головы многие литературоведы, анализируя его творческое наследие и выдвигая различные, иногда невероятные версии.

2014 г.

Январь

15–18 января в Москве прошел пятый Гайдаровский Форум — «Россия и мир — устойчивое развитие».

Организаторы Форума: РАНХиГС, Институт Гайдара, Фонд Гайдара. Форум является уникальной интеллектуальной площадкой, объединяющей теоретиков и практиков, ведущих мировых ученых и политиков, представителей высших финансовых кругов и глобальной бизнес-элиты. Читайте материалы Форума в этом номере журнала.

Январь 2014

«Серсо, Серсо!»

Год назад Анатолий Васильев дважды показывал на мониторе нам (нескольким незнакомым между собой людям) еще не вполне тогда оконченный фильм «Серсо» с не до конца сведенным звуком и т.д. Теперь фильм дошел до зрителя.

Я был потрясен, и от этого потрясения внутри еще ходят волны. Он делал фильм «Серсо» годами, собирая, переформатируя (это целая сложнейшая тема!), сводя по кадру, делая по полминуте, по минуте в смену. Он сделал нечто совершенно невозможное, создал из обрывков виде одокументации легендарного спектакля совершенно новое произведение. И конечно, это не фильм-спектакль и не фильм о спектакле 1984/85 года. Это какой-то мóрок, наваждение: как если бы было возможно само восстановленное, возвращенное время, и люди, актеры и их герои, всё такие же молодые, звонкоголосые, красивые, живые.

«Мне сорок лет, и я молодо выгляжу!»

Музыка, монтаж, титры, им самим написанные, планы, переходы черно-белого вдруг в цвет, шедевр молодости! Кто мог представить, что лихая, легкая пьеса бедного Виктора Славкина станет образом целого поколения, зажигавшего последние годы перед распадом целого мира?

Ан. Васильев, подходя уже к почтенным годам, потратил столько сил и времени на алхимию возвращения навсегда потерянного, неуловимого, летучего, счастливого, томительно-грустного, но такого неизбывного состояния героев и актеров этого идеального спектакля.

Никто и никогда ни до, ни после не работал столько над театральным спектаклем (сценография трагически ушедшего Игоря Попова), годами вычерчивая, накатывая кружения в танце, арабески мизансцен, модуляции голосов, переливы тончайших обертонов, внутренних состояний (таких разных в разных актах — первом, втором и третьем), конечно же, не прописанных в пьесе, но возникших в зачарованном пространстве этой заброшенной и случайной дачи. Как это можно восстановить через тридцать лет (мы же видели фильмы по легендарным спектаклям, — нет в них этого аромата и крепости, плоски они и мертвы, именно что фиксации огня — никак не горение. У горения — другая физика процесса, оно здесь и сейчас)?

Здесь, в кинофильме по спектаклю «Серсо», Васильев сделал то, что до него, возможно, не делал никто (во всяком случае, не делал с таким превосходным результатом), то, что стало возможно только с новыми компьютерными технологиями: старые кино- и видеоматериалы, фрагменты кинофиксаций он разъял даже не по кадрам — по битам — и использовал для нового синтеза. Нынешнее «Серсо» с актерами, оставшимися в своей прекрасной молодой силе, — совсем, я думаю, иное, чем то, что видели счастливцы на малой сцене «Таганки» в те несколько прогонов в середине восьмидесятых.

Я не видел тогда «Серсо»; мне пришлось увидеть только «Взрослую дочь молодого человека» с Альбертом Филозовым. Но нынешний фильм — не слепок знаменитого, может быть, ИДЕАЛЬНОГО спектакля, который уже невозможно ни повторить, ни превзойти, столько сошлось в нем упрямства, талантов, воли, терпения, и всё вопреки уж никак не благоприятным обстоятельствам. Но о чем это «Серсо» теперь?

Неожиданно этот спектакль зазвучал пронзительно, по-чеховски, хотя речь-то в пьесе Виктора Славкина изначально шла о шутейной, затянувшейся гульбе молодящейся компании в никому не нужном доме.

Без малого через тридцать лет акценты выделились иначе; стала вдруг видна головокружительная перспектива пройденного всеми нами жизненного пути; мир рухнул, а жизнь продолжилась. Открылась огромная пропасть расхождения сегодняшнего человека с тогдашними восьмидесятниками. Им так и осталось по сорок лет! Те молодящиеся герои ловили кайф, балдели, сходились и расходились, мечтательно слушали байки о далекой и такой недостижимой «загранице», казались почти легкими, невесомыми в своей отдельности, как кольца серсо...

Но нам, теперешним, вслед за Васильевым, в этом видится уже совсем иное. Непоправимый слом неприкаянного, унылого, но знакомого уклада, неизбежность предстоящей тотальной утраты всего: и отношений, пусть и без чрезмерной близости; и самих себя, и этого вечного Дома, в котором повсюду живут архаичные ценности еще более далекого и еще более безвозвратного времени, без которых, оказывается, трудно быть людьми. Утрата, распад, разлад, потеря всего и вся, самих себя — и Дома, особенно Дома, которого никак не сохранить рулоном полиэтилена...

Какой точности и красоты пространства выстроены незабвенным Игорем Поповым мизансцены, какие крупные планы в этом сделанном из любительской киносъемки фильме! Фон Триер отдыхает.

hronik6

И привязчивая песенка Бориса Гребенщикова «Серсо-Серсо», (стихи поэта «серебряного века» Николая Агнивцева) вроде бы легкомысленная, но страшненькая, застревает в голове лейтмотивом неизбежного, и реплики восьмидесятых точно ложатся в нашу сетку восприятия.

В саду у дяди кардинала,
Пленяя грацией манер,
Маркиза юная играла
В серсо с виконтом Сент-Альмер.

Когда ж, на солнце негодуя,
Темнеть стал звездный горизонт,
С маркизой там в игру другую
Сыграл блистательный виконт.

И были сладки их объятья,
Пока маркизу не застал
За этим трепетным занятьем
Почтенный дядя кардинал.

В ее глазах сверкнули блёстки,
И, поглядевши на серсо,
Она поправила прическу
И прошептала: «Вот и всё!»

Серсо, серсо…
Прошли года! И вот без счета
Под град свинца — за рядом ряд,
Ликуя, вышли санкюлоты

На исторический парад.
«Гвардейцы, что ж вы не идёте?»
И в этот день, слегка бледна,
В последний раз — на эшафоте —

С виконтом встретилась она.
И перед пастью гильотины,
Достав мешок для головы,
Палач с галантностью старинной

Спросил её: «Готовы ль вы?»
В ее глазах потухли блёстки,
И, как тогда в игре в серсо,
Она поправила прическу

И прошептала: «Вот и все!»
Серсо, серсо…
Прошли года!

Можно, конечно, как-то объяснить это попадание в сегодняшний нерв; сказать, что вот прошел цикл, мода или что там ее диктует, — консцилляция звезд такова, что снова актуальны не только узкие галстуки, твист, точные цитаты из культуры ушедшей истории; но знакомо и чувство свободы и красоты, загнанной на кухню или дальнюю дачу, откуда нет никаких сил возвращаться в пошлость реальности. Целой среды этих милых, славных, таких непрактичных, таких легких, уносимых ветром, не прагматичных, слишком чувствительных и политически инфантильных чудаков...

Ничего такого, конечно, не делал Васильев, во всяком случае, как я понимаю из разговоров с ним по этому поводу; не к этому он стремился. А вот к им самим не очень формулируемой, но ясно видимой глубине, которая есть время, или его неверное хранилище — память, или уж совсем невыразимый отблеск состояния души, — ко всему этом тяга у него, вероятно, была. И, плюс, конечно, васильевская невероятная, почти сверхъестественная сила осуществления и преображения. Этой зимой «вся Москва» рвалась на показ васильевского «Серсо». Ведь здесь не так, как это часто бывает: 30-летие знаменитого, но состарившегося, обветшавшего спектакля. Совсем наоборот: Васильев из бросовых, материальных артефактов, кусков высохшей пленки, кадров, дематерилизованных, расщепленных на нули и единицы, пиксели, силой своей творческой памяти и воли создал новое сущее из бывшего и канувшего.

hronik7

Такой сияющий кристалл, внутри которого: Петушок (А. Филозов), 40 лет; Валюша (Л. Полякова), Надя, 26 лет (Н. Андрейченко); Паша (Д. Щербаков), Владимир Иванович (Ю. Гребенщиков), сослуживец;. «Иностранец» Ларс (Б.Л. Романов), Кока (А. Петренко).

Февраль

Премия имени о. Александра Меня за особый вклад в духовное и культурное взаимопонимание народов России и Германии с девизом «За экумену культуры» была учреждена в 1995 г. Академией Епархии Роттенбург-Штутгарт, Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы имени М.И. Рудомино, Европейской Академией «Гражданское общество», журналом «Иностранная литература» и Институтом восточноевропейской истории и страноведения Тюбингенского университета (Германия). Лауреаты премии: Лев Копелев, президент СССР Михаил Горбачев Чингиз Айтматову, Анатолий Приставкин, Даниил Гранин Людмила Улицкая, Соломон Апт, Софья Губайдулина, Катинка Диттрих ван Веринг, Вольфганг Казак, Герхард Руге, Отто Граф Ламбсдорфф, Александр Штайнингер, Эрнст-Йорг фон Штудниц, Кристина Вайсс, Фальк Бомсдорф, Вольфганг Айхведе.

hronik8

Лауреатом премии за 2013 год стал Гёте-Институт в Москве за создание единого гуманитарного пространства в Европе между Россией и Германией и продвижение общих гуманитарных ценностей: открытости, демократии, сострадания, уважения к человеку.

В.Я.