В контакте Фэйсбук Твиттер
открыть меню

"Левиафан" как зеркало

Автор:  Каковкин Григорий
07.02.2015

О «Левиафане» Андрея Звягинцева писать сложно. Не потому, что все и так понятно, или много сказано, хотя и это тоже, но потому что обсуждение закордонного триумфа фильма стало отдельной темой, захватывающим сюжетом многомерной российской бюрократической глупости. Границы ее расширяются день ото дня, перекрывая все возможные пределы. Вот депутат Яровая высказалась о пагубности для русской традиции изучения иностранных языков – кто бы мог представить возникновение такого верноподданнического пассажа в ХХI веке!? Вроде только что о модернизации речь шла, нанотехнологиями пугали, а тут такой Скалозуб вылез. И что скажешь!? Как возражать? Может это требует опровержения и дебатов? Вот и «Левиафан» оказался в таких же тисках мерцательной аритмии нового русского маразма.

Не будем разбираться в содержательной части (если это можно так назвать) того, что говорил минкультур Мединский или спикеры от  РПЦ – осудили, заклеймили: денег больше давать не будут, осталось только от Церкви отлучить. Феномен проплаченного патриотизма, начавшийся с «Наших», с молодежи Селигера, шествует по стране и приобретает все более зловещие формы. Хам, о котором рассказал Андрей Звягинцев еще в «Елене», неблагодарный хам, умеющий только присваивать и гадить освоил поступь Командора. Логос потерян. Кажется уже окончательно.

Но!

Есть один вопрос: это сознательная потеря логоса, то есть организованная кем-то, руководимая, а, значит там, где находится дирижёрский пульт, есть некое понимание для чего это сделано, какими средствами, или все проще - так выстроились звезды?

Есть несколько суждений и «за» и «против».

Вот орет с трибуны Жириновский при обсуждении антикризисного плана правительства: «доллар должен стоить, как в свое время, 65 копеек…». Глупость стопроцентная, а для чего она запущена?

А для чего воскресная встреча с Владимиром Соловьевым стала ежедневной?

И для чего на ящике вдруг появилась «новость часа», прерывающая все передачи? Это осознанная политика по усилению в обществе тревожности, подозрительности, мобилизационной готовности, или просто Соловьев подсуетился и выбил дополнительный эфир, объясняя, что кашу маслом не испортишь? Вопрос об осознанности действий власти очень интересен. В «Левиафане» он основа сюжета. Почему, скажем, мэру не заплатить три миллиона и подобру решить вопрос со сносом дома? Денег нет? Экономит? Нет – «хочу в пыль стереть, чтобы все знали, что я неподсуден, только Бог на том свете будет со мной разбираться». Власть вне закона и вне логики и поэтому нам кажется, что она рубит сук, на котором сидит. Действует против собственных же интересов. Понятно же, что российские антисанкции больше разрушили потребительский рынок, чем санкции Запада, а нет, все равно - «знай, наших, мы медведь, мы вне логики, хотим малину кушаем, хотим человечину».

Вообще, возникновение этого образа страны, от которого отказывались и уходили десятилетиями, даже в советское время, и вдруг: «я медведь – так и понимайте» - это симптом страшной, боюсь, неизлечимой болезни. Последней для России.

Звягинцев в «Левиафане» дорисовал картину до самого конца. Продажная милиция? Продажный суд? Коррупционная власть? Да этого «добра» на всех каналах! Звягинцев сделал один важный шаг: включил в эту цепочку Церковь. И тем пересек красную линию. Власть готова смириться, что она, мягко скажем, несовершенна, но то, что она безбожна, что у нее нет ничего святого – это нет! Тут точка оказалась чувствительна больна. Смотря в зеркало, властные патриоты приговаривают: «везде двойные стандарты, везде воруют, везде баб любят, и Стросс Кан, и Берлускони, и Олмерт, ну и мы тоже, но Бог в нас есть, мы с Богом живем, мы от Бога». Это последнее и единственное, что удерживает власть не плюнуть в зеркало и не сказать: какая мерзкая у меня рожа, да, я Левиафан, я чудовище морское!

Мне кажется, этим объясняется и нынешняя неожиданная любовь к истории, перелицевать всех злодеев-убийц в эффективных менеджеров, в борцов за святую Русь, Крым сравнить со Стеной Плача, Годунова нарисовать жертвой Запада. Для того чтобы вписать себя мерзкого в историю, надо историю подправить, оправдать всех российских душегубов и выстроить, как бы новый логический или мистический ряд.

Фото: Виктор Ярошенко

И включилась швейная машинка: подкладку налицо перешивать. Вот мы Крым сделали «нашим», а вы ГДР аннексировали без референдума. Европа – в Гейропу. Нужна новая Ялта.  Фильм Звягинцева не оставляет надежды для России.

А если она теперь? Надежда.

Когда-то (и я в это верил тоже) казалось, вот воссоздадут Храм Христа Спасителя и что-то мистическое подтолкнет страну к свету, откроется план ее развития, и мелкими шашками мы пойдем навстречу Европе, цивилизованному миру, ведь не зря он так называется: ци-ви-ли-зо-ван-ный. Но теперь, услышав, что с четверного до одиннадцатого класса школы надо изучать Закон Божий (как бы его не называли, но суть та), что вся российская нравственность и традиция оказывается там, в православии, в вере вообще, я жалею об общедоступном и обще конфессиональном бассейне «Москва». Он в любую погоду, летом и зимой, даже в лютый мороз приносил здоровье и силы, приносил здравый смысл, цивилизацию, если угодно. От него точно была польза: и всего то, сорок пять минут сеанса, а сколько! А что за годы строительства новых храмов сделала РПЦ? Да, были очереди к мощам, в которые привозили на автобусах? Принудительное покаяние, к нему склоняли Толоконникову и Алехину? Появилось: «оскорбление чувств верующих» и срок. Или Церковь вступилась за арестованную «мать-шпионку» семерых детей? Может быть, что-то такое сказала, чтобы мы поверили?

Фото: Виктор Ярошенко

Включив официальную Церковь в ряд угнетателей, в ряд власти, Звягинцев так сильно высказался, что художественные достоинства и недостатки фильма уже не обсуждаются. Или почти не обсуждаются. Перевесило другое – «сор из избы», «Запад поддерживает только негативное о России», «запретить прокат», «выслать» и в таком духе. Антиклерикальный характер «Левиафана» поднял со дна естественную муть русского маразма и «условно верующие», успешно сдавшие в свое время «Основы научного атеизма», ринулись обличать, а те, кто специально создает маразм, как стратегию, как прикрытие своей политики, так сказать, «сидят на маразме» подливали масло в огонь.

Фото: Виктор Ярошенко

Теперь о фестивальной судьбе фильма. Это отдельная история. Некоторые пишут, что Звягинцев фестивальный конъюнктурщик, он точно знает, что востребовано киношными жюри и поэтому цель поражается по-снайперски. Нет смысла с этим спорить – попробуйте. Но объяснить триумф «Левиафана», все таки надо, и, на мой взгляд, это не антироссийский заказ, тут скорее некоторое попадание в архетип американского кино. Вспомните оскаровскую победу фильма «Москва слезам не верит». Все были возмущены: пропагандистская, советская клюква, все вранье и ложь, но в архетип американского кино Меньшов-фильм попадал безошибочно: «человек сделал сам себя». И по традиции хеппиэнд: в подарок героине еще любовника-мужа, интеллигентного пролетария, он может и запить, как настоящий русский, но и ковбой тоже - в морду если что, и мясо готовит, как никто. Все тогда срослось. Меньшов получил «Оскара». Теперь «Левиафан» - он продолжает американскую традицию фильмов про мафию. Мэр – Дон Корлеоне, безжалостный, у него все в руках, сопротивление ему бесполезно, для него суд – он сам, Бог для мэра  – крест на стене доставшийся от матери, перекрестился и убил. Все это есть в замечательной социальной картине Звягинцева и поэтому она понятна им, без всякого антироссийского накала, хотя новости из берлоги мирового зла подталкивают западных и американских зрителей к аплодисментам.

А нас они не подталкивают?

Точно – не всех.

© Текст: Григорий Каковкин