15.04.2015
На днях нашему верному автору, моему близкому другу, профессору теоретической физики Анатолию Израилиевичу Бурштейну исполнилось 80 лет. Он публиковал в нашем журнале свою воспоминания об учителях и коллегах, с которыми ему довелось работать., Многие помнят теперь уже легендарный клуб «Под интегралом» в новосибирском Академгородке, президентом которого он был . Сейчас он живет в Израиле, работает в физическом институте им, Вейцмана и продолжает интересоваться Россией. Мы поздравляем юбиляра и публикуем одну из его публицистичских работ 80-х годов.
В. Ярошенко
Коммунизм – наше светлое прошлое
Я принадлежу к поколению, которое ходило в школу и заканчивало её при Сталине. Всё, что мы учили, слышали и читали, провозглашало торжество “единственно верного и всепобеждающего” учения. А когда учение единственное, ему даже не обязательно быть верным, оно становится верой. Вырастая в информационном инкубаторе, мы были побеждены с самого детства. У этой куриной слепоты было лишь одно достоинство – наша вера была искренней.
Прозрение пришло в одночасье. Чтобы сокрушить веру, достаточно её осквернить: хватило и той доли правды о “мудром, родном и любимом”, которая выплеснулась с трибуны XX съезда. Остальное доделали анекдоты отечественного Возрождения. Смеясь, невозможно боготворить кого бы то ни было. Но можно оставаться верующим.
Таковы были шестидесятники. В массе своей они не диссидентствовали, а, опьяненные свежим ветром перемен, отправлялись пахать целину и осваивать Сибирь. От фильмов тех лет разит романтикой и наивностью. Мы всё ещё надеялись “сказку сделать былью” и самим дожить до коммунизма, обещанного Хрущевым. Мы пестовали очаги гласности в театрах и клубах, протаскивали джаз в кинофильмы и кафе и уходили в горы или тайгу, прочь от жёстко регламентированной жизни. Наступившую реакцию мы встретили , “взявшись за руки”, и распевая песни прямо в лицо монстру. Поразительно, но лично я пережил полный крах иллюзий не тогда, когда наша лебединая песня была прервана на полуслове. И даже не тогда, когда надо мной “ломали шпагу” за дерзость публично ( по московскому радио) наставлять на путь истинный местного секретаря обкома (члена ЦК КПСС). Это случилось месяц спустя, наутро после нашего вторжения в Чехословакию.
Эта новость обрушилась на меня , когда я вечером спустился с Карпат в Мукачево, в блаженном неведении о происходящем. Совершенно оглушенный вдруг открывшимся вероломством и циничной защитой кастовых интересов, я не спал всю ночь, подвергая сомнению все прежние ценности, всю свою прыть и подвижничество в клубе “Под Интегралом” (коего президентом я числюсь и поныне). С этого дня, расставшись со всеми иллюзиями шестидесятников, я отключился от радио и телевидения, перестал выписывать газеты и зажил в другом временном измерении, погружаясь в историю цивилизаций и религий, знакомясь с первоисточниками, а не с прописями о них.
Одной из таких прописей была работа Ленина “О трёх источниках и трёх составных частях марксизма“, которую требовалось штудировать в студенческие годы. В моей памяти отложилось с тех пор, что Маркс всего лишь обосновал историческую неизбежность краха капитализма. Что касается светлого будущего, которое надлежало построить на этих руинах, то оно было обрисовано задолго до него в трудах социалистов-утопистов. Будет ли в самом деле светло и прекрасно в этом будущем, классики марксизма - ленинизма уже не обсуждали, считая вопрос исчерпанным. Не сомневался в этом и я, пока не пробил час. Но пришло время и я открыл ”Утопию” Томаса Мора, а за ней и ”Город Солнца” Кампанеллы, который, как известно, один из героев революции пронёс на груди через всю гражданскую войну.
Моей первой реакцией было изумление. Я отказывался понять, как могли прельститься этой моделью общества просвещенные умы девятнадцатого столетия. Творцы этой модели живописали её честно и искренне во всех подробностях . И приснись она на самом деле Вере Павловне, она должна была бы пробудиться от этого, как от кошмара. А моему современнику, напротив, не зажмурить, а протереть глаза лишь надобно, чтобы воочию увидеть эту картину, воплощенную во всех деталях. В нашу повседневную жизнь. Мы не сбились с пути и не извратили подлинный лик коммунизма. Мы на самом деле его построили. Он таков, каков есть, каким и был задуман, и лучше ему не стать.
Прокрустов комплекс
Знакомясь с первозданными моделями “общества равных“, придуманного утопистами, с удивлением обнаруживаешь, насколько все они поразительно похожи друг на друга и на нашу реальную жизнь в СССР. И не только в главном, но и в многочисленных красочных деталях, которые я перечислю ниже по памяти, не претендуя на полноту.
ГУЛАГ. Утопия была страной благоденствия, которое создавалось трудом её граждан и … рабов! За любые “позорные деяния “ полагалось “ обращать в рабство своего гражданина“, причём “обхождение с рабами, происходящими из самих утопийцев, более сурово,“ чем, напрмер, с “военнопленными, взятыми в бою “. И у нас пленным немцам, восстанавливавшим разрушенную войной Украину, не приходилось умирать от голода в 1947-1948 гг, когда дети в школах грызли жмых, предназначенный для растопки печей.
Что же до своих, то, “по мнению утопийцев, иго рабства является достаточно суровым для преступников и более выгодным, чем спешить убить виновных и немедленно устранить их“. Так что авторство на идею концентрационных лагерей и армий принадлежит не Владимиру Ильичу. Правда, кто-то из утопистов предлагал рассадить всех диссидентов по специально сооруженным клеткам на кладбищах. С кладбищами – это конечно перебор. Но клеток у нас хватало.
ПРОПИСКА. Все города Утопии единообразны, и все граждане закреплены за ними. Если же “ у кого появится желание повидаться с друзьями, живущими в другом городе, или просто посмотреть на самую местность, то такие лица легко получают на это дозволение от своих сифогрантов и траниборов “ (то бишь начальников – А. Б.). Но горе тому, кто посмеет это сделать по собственному почину. Дерзнувший на то же вторично – обращается в рабство. Не то у нас, при советской власти: на любую местность, кроме приграничной, дозволялось смотреть безо всякого разрешения. Прокол!
ЦЕНЗУРА. Провозгласив свободу совести, царь Утоп ополчился на атеистов, не признавая их за людей. Им запрещалось вести публичные диспуты в пользу своего мнения. Зато в Городе Солнца преследовали не атеистов, а шахматистов. В нем под угрозой смерти регламентировались и цвет одежды, и высота каблука, и даже выбор партнера для деторождения. В этих запретах не просматривается прямой аналогии с СССР, разве что с коротким периодом борьбы со стилягами и джазом. Аналогия - в самом запрете. Делай, как я, делай, как все, делай как положено по утопическому “шариату“. И не зазорно быть стукачом, донося государству обо всех нарушителях и обо всем, что услышал или заподозрил в друзьях и знакомых.
Переведем дух, чтобы задуматься над вопросом, как это возможно, чтобы все утописты, не ссылаясь друг на друга, воспроизводили одну и ту же картину коммунистического будущего? Увы, это отнюдь не плагиат. Их всех вела железная, почти математическая логика. Если ты исходишь из того, что в идеальном обществе все должны быть равны, то что прикажешь делать с нежелающими выравниваться? С теми, кто хочет играть в шахматы, ярко одеваться, путешествовать, где попало , или даже жить, где и как заблагорассудится? Прокруст знал решение. Это только в свободном обществе (античном ли, феодальном или капиталистическом) никому нет дела до того, кто не хочет быть, как все. Хочешь – спи под мостом, хочешь – прыгай с него. Иное дело при утопизме-коммунизме. “Если кто причинит себе смерть, не доказав причины её священникам или сенату, то его не удостаивают ни земли, ни огня, но без погребения бросают в какое-нибудь болото “. Ну, в СССР, конечно, над такими трупами не издевались, но чтобы гражданскую панихиду устроить для самоубийцы, пренебрегшим счастьем жить в идеальном обществе, - боже упаси, священники из обкома не дадут свершиться святотатству. Тому несть числа примеров и среди моих близких друзей тоже (известных писателя и художника из Новосибирска). И в смерти, и в жизни и думать не моги выделиться. Скажем, что делают с оскорбителем брачного союза идеальные граждане утопии? “Карают тягчайшим рабством“. Только ли провинившегося? Нет, и законную его половину точно так же, если не отречётся от согрешившего. Следует ли удивляться после этого, что все работы во дворцах сифогрантов, “требующие несколько большей грязи и труда, исполняются рабами “ ? Неплохо устроились ревнители равенства. Но продолжим.
КАРТОШКА. Не лежала душа у классиков коммунизма к землепашеству. Томас Мор, расселив всё население по городам, обязал его лишь время от времени отправляться на два года в деревню, “чтобы никому не приходилось против воли слишком долго подряд вести суровую жизнь “. Иное в Городе Солнца, там подход дифференцированный и “дети менее способные отправляются в деревню“. Ещё кое-кто из классиков ( а их в хрестоматии “Утопический социализм“ четырнадцать) предлагал не допускать до определённого возраста к занятиям ремеслом и искусством всех молодых людей, не оттрубивших своё на полях Родины. Но и этого, конечно, не хватает в страду. Поэтому в Утопии, когда настает “день уборки урожая, то филархи земледельцев сообщают городским властям, какое количество граждан им прислать, “ чтобы покончить с делом“. Никто в нашем прошлом не избежал этой мобилизации на “картошку“ или“кукурузу“ и ещё бог знает на что. Мне лично приходилось не раз копаться в земле вместе со всеми студентами однокурсниками, а потом - во главе своей научной лаборатории - вместе со всеми её докторами и кандидатами наук.
СОЦСОРЕВНОВАНИЕ. Зато приусадебные участки утописты “ценят высоко… В этом отношении усердие их разжигается не только самим удовольствием, но и взаимным соревнованием улиц об уходе каждой за своим садом “. Ни дать, ни взять улицы коммунистического труда. А главное, какое прозорливое решение продовольственной проблемы в Утопии! В СССР тоже питали иллюзии насчёт выхода из продовольственного кризиса за счёт фруктов и овощей, возделываемых на личных участках граждан допотопным ручным трудом, безо всякой малой механизации и даже без лошадиных сил.
ПРИВИЛЕГИИ. Равные, конечно, едят за общим столом, но отнюдь не одно и то же, ибо “начальники“, как предрекает Кампанелла, получают лучшие и большие куски. И если от щедрот своих они подкидывают что-нибудь молодым, те польщены и счастливы. Кроме того, “вся молодежь прислуживает старшим, кому минуло сорок лет“. Всё-таки не додумался до дедовщины Кампанелла. Но в остальном Томас Мор с ним согласен: “Каждым лучшим кушаньем обносят прежде всего старейших…, а старцы раздают по своему усмотрению сидящим вокруг свои лакомства“. Ну там, скажем, начинающим поэтам-утопистам или подхалимам-журналистам, как это было принято в СССР. Нет, что ни говори, а приятно и полезно быть начальниками среди равных. Вот только стать ими удается лишь старым маразматикам и только ценой безоговорочного подчинения и унижения в предшествующие молодые годы.
НОМЕНКЛАТУРА. Все должностные лица в Городе Солнца выборные, но “четверо высших несменяемы“. На выборах тоже “никто не выступает сам в качестве соискателя, как это обычно принято, а предлагается на Совете должностными лицами. “ Мореход, рассказывающий об этом городе, утверждает, что только самый умный, всё знающий, мудрый и пр. и пр. становится тем, чему Кампанелла даже имени достойного подыскать не сумел, обозначив его <О> (генсек по нашему). “Но разве может кто бы то ни было обладать такой ученостью? “- сомневается единственный слушатель рассказчика . В ответ Мореход несет нечто невразумительное, настаивая на “непогрешимости ума гибкого, восприимчивого ко всякого рода занятиям… каковым и должен быть наш <О>“. Бедняги! Им приходилось хорошо искать <О> , но зато уж раз и навсегда. Так же и князь в Утопии выдвигался на свою должность пожизненно. Стало быть и нашим, советским <О> должно было умирать на посту. Что им и в самом деле лучше всего удавалось.
Бюрократические грёзы
Зададимся вопросом, откуда такая предсказательная сила у утопического коммунизма, еще даже не ставшего Научным? Как могли его конструкторы, жившие в XV и XVI веках, так безупречно точно прорицать будущее, строители которого даже не заглядывали в их чертежи? Так точно попасть в “десятку“ мог лишь тот, кто лепил светлый облик коммунизма с хорошо известного ему и жизнеспособного прототипа. Таковым был, судя по всему, монашеский рыцарский орден, существовавший во многих вариантах (крестоносцев, францисканцев, доминиканцев и т. п.). В их замках действительно все были равны и всё было общее, включая и трапезу. И военные вылазки, и все работы исполняли они сообща, как стройбаты Утопии, вырывшие котлован вокруг острова обитания. И “демократический централизм“ был заимствован из их Устава, предписывавшего каждому нижестоящему безоговорочно подчиняться вышестоящему и в конечном счёте магистру ордена. И так же делились куски пищи, и по клеткам рассаживались провинившиеся. Выписаться из такого замка невозможно, а о свободомыслии и думать нечего. Лепота!
Между тем, в современной Томасу Мору Англии идёт бурное социальное брожение: крестьяне сгоняются со своей земли, а их лендлорды превращаются в крупных скотопромышленников и экспортёров сукна, производимого в городах на основе новых технологий. Расцветают мануфактуры и растёт население городов, становясь всё более пёстрым и имущественно неоднородным. Каждый обогащается, как может, а разорившиеся или уличённые в хищениях смешиваются с толпой бродяг, артистов или разбойников. Особенно же ненавистны утопистам “ почкующиеся“ банкиры –ростовщики, вроде бы вовсе к труду не причастные, а умудряющиеся делать деньги из денег. Как относиться к народам, избравшим этот путь развития? Для Томаса Мора всё ясно: “Да провалиться мне, если я найду у них какой-нибудь след справедливости и беспристрастия! – восклицает он от собственного имени - В самом деле, возьмём какого-нибудь дворянина, золотых дел мастера, ростовщика или какого-нибудь другого подобного. Какая же это будет справедливость, если все эти люди совершенно ничего не дела ют… а жизнь их протекает среди блеска и роскоши…“ Ну допустим с иными дворянами и ростовщиками всё ясно, но причём здесь ювелиры? А притом, что продукция их не съедобна и вообще для обеспечения жизнедеятельности не нужна! И в Утопии, и в Городе Солнца золотые побрякушки не в чести, и презираем тот, кто забавляется ими. У многих народов эти побрякушки – самый очевидный внешний атрибут неравенства. Но лорд-канцлер Англии, каковым является Томас Мор, устал от этой пестроты и мишуры. Ему мерещится Новая Англия, управляемая удобно и незатейливо. Для этого необходима самая малость – распространение монастырского устава на всю страну. С некоторыми оговорками насчёт деторождения.
Несомненно, что эта мечта привлекательна не только для бюрократа, но и для обыденного патриархального мироощущения. После отмены крепостного права Россия переживала период первоначального накопления капитала, очень похожий на вышеописанный. Это не нравилось не только славянофилам, но и бывшим рабам (крепостным). Фирс в “ Вишнёвом саду“ очень скучает по утраченному раю. Ведь прежде как хорошо было: “Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь всё враздробь, не поймёшь ничего“. Он ещё уточняет, когда это было – перед несчастьем. “Перед каким несчастьем? - Перед волей“. Как видим, кастовые различия между английским лордом и недавним русским крепостным отнюдь не мешают им идеализировать одно и то же.
Два слагаемых коммунизма
И тут самое время присмотреться к аналогии между этим идеалом и первохристианскими ценностями. Оказывается в Утопии считалось , “что Христу нравилась жизнь, подобная существующей у них, и что она сохраняется и до сих пор в наиболее чистых христианских общинах“. С этим едва ли можно согласиться.
Как известно, христианскую добродетель можно вкратце свести к формуле “жить в равенстве и бедности“. Утописты однако скорректировали её, пообещав жизнь “в равенстве и достатке“. Это, конечно, сделало её более привлекательной, но едва ли реализуемой.
Сосредоточимся на общем слагаемом этих формул - равенстве. Эта идея, в сущности, дохристианская и даже доисторическая. Её подсказывают и украшают реминесценции детства: для родителей все дети равно дороги, а для детей подчинение родителям естественно. Общая собственность сглаживает трения между детьми, а обеспечение благосостояния – не их забота. Чем не рай? Его можно продлить и на зрелые годы, если отказаться от материальных притязаний, жить в пустыне или питаться милостыней, посвящая себя Богу. Для Бога все люди – дети, всем найдется место за столом его, “и иудею, и римлянину“. А бедность уравнивает во всём остальном. Поразительно много “еретиков “ приняли мучительную смерть от рук инквизиции за то, что пытались вновь и вновь вернуть церковь и приход к первоначальной чистоте этого идеала.
Существуют, однако, ситуации, когда этот идеал достигается безо всякого принуждения и не во имя Бога. Эти ситуации всегда экстремальны. Те, кто штурмует в одной связке неприступную вершину или бредёт по льду к полюсу, делят кров и хлеб поровну, невзирая на то, каков вклад каждого в достижение общей цели. И перед военным братством отступают сословные и имущественные различия. Израильские сельскохозяйственные коммуны (кибуцы) уцелели именно потому, что решали задачу на выживание в тяжелейших условиях и во враждебной среде. Во многих из них и по сей день – общий стол и общий кошелёк.
Однако стоит лишь ситуации прийти в норму, как немедленно обнаруживается искусственность такого объединения неравных, её экономическая или житейская несостоятельность. Рыцарские ордена лишь потому и были устойчивы, что искусственно выделяли себя из общества и жили за его счёт или за счёт прямых военных разбоев. То же можно сказать и о Спарте, паразитировавшей на илотах. Идеализируя её патриархальное устройство, Платон первым пришёл к выводу, что “один-единственный путь к благополучию общества заключается в объявлении имущественного равенства “, но он же и усомнился в том, что “это когда-нибудь можно выполнить там, где у каждого есть своя собственность“. Так пусть она будет общей, как на монастырском дворе, - порешил Томас Мор и развеял сомнения.
Все, кроме одного. Будучи безупречно честным, этот конструктор идеального общества не мог не задаться вопросом - а на что оно будет жить? Внешняя экспансия ради разбоя исключалась, рабочее время ограничивалось, а надежда на то, что “нам электричество сделать всё сумеет“, ещё не вызрела. Конечно, Т. Мор уже тогда уповал на научно-технический прогресс и центральное планирование, но червь сомнения всё же точил его, и он не счёл возможным умолчать об этом. Построенное в виде Платоновского диалога повествование позволили ему лично высказаться по этому поводу, полемизируя с рассказчиком, якобы побывавшим в Утопии. Прислушаемся к голосу разума XVI столетия.
“А мне кажется, наоборот, - возражает Мор своему оппоненту (путешественнику) – никогда нельзя жить богато там, где всё общее. Каким образом может получиться изобилие продуктов, если каждый будет уклоняться от работы, так как его не вынуждает к ней расчёт на личную прибыль, а, с другой стороны, твёрдая надежда на чужой труд дает возможность лениться? А когда людей будет подстрекать недостаток в продуктах и никакой закон не сможет охранять как личную собственность приобретённое каждым, то не будут ли тогда люди по необходимости страдать от постоянных кровопролитий и беспорядков? И это осуществится . тем более, что исчезнет всякое уважение и почтение к властям: я не могу даже представить, какое место найдётся для них у таких людей, между которыми нет никакого различия“.
Поразителен и ответ рассказчика Томасу Мору: поезжай сам в Утопию и убедись, что не прав. Но он прав, тысячу раз прав! Мы-то уже побывали там, можно сказать почти всю свою жизнь прожили в этой Утопии. Мы даже узнали то, что Т. Мор и представить себе не мог: какое место нашлось для власти в этой стране кровопролития и беспорядков и какой ценой оно ей досталось. Нет, что там ни говори, Томас Мор - великий человек. Ведь он, можно сказать, наступил на горло собственной песне! Как же этот диссонанс не услышали классики коммунизма, весь вклад которых свёлся к возведению коммунизма в ранг “Научного“? Слава богу, что они не создали Научной математики или биологии. Даже Бисмарку достало проницательности посоветовать строить коммунизм в той стране, которую не жалко. А он в ученые не рядился, хватило здравого смысла.
Да, наше поколение дожило до коммунизма, построенного на костях предков и ресурсах, выкачиваемых из наших недр. Без этих ресурсов мы не жили бы худо-бедно в блаженные годы застоя. И убогий достаток наш кончился вместе с ними и с доморощенным нашим коммунизмом. Пришлось признать неравенство. Которое само по себе и не зло, и не добродетель, а просто свойство человеческой натуры. И именно то свойство, которое эволюция использует, чтобы совершенствовать род людской и формы его существования.
Постскриптум
Как-то раз во времена перестройки, когда границы стали прозрачнее, мне нанес научный визит коллега из Ирландии и по совместительству тамошний пастор мистер Мак-Коннел. Я встретил его в Москве и решил показать ему центр столицы. Показал я ему и обелиск, установленный в Александровском садике по личному распоряжению Ленина. На скромном этом обелиске в самом центре города высечено около десятка имен, отобранных им самим. Это имена тех, кого он признавал своими предшественниками в деле строительства коммунизма в одной отдельно взятой стране. Есть там, конечно, и Маркс, и Плеханов, и Бакунин, но одним из первых значится имя Томаса Мора. Мой спутник таращился на обелиск как громом пораженный.
“Как? Почему Томас Мор? Как он затесался в эту компанию?“
“Имеет право, - объясняю я, - Как он есть первый пророк и самый что ни есть доподлинный предвестник коммунизма“.
“Но это невероятно, - продолжает удивляться ревностный католик. – ведь несколько лет тому назад он канонизирован Святой Римской церковью, то есть возведен в ранг святых!“
Тут наступила очередь мне раскрыть рот… А я то вычитал в предисловии Воробьева к “Утопическому роману XVI-XVII веков“, изданному в 1971 году, что смертный приговор, вынесенный Томасу Мору в 1535 году “за государственную измену“, поставил крест на нём. И в этом просматривалась своя логика, ибо “Утопия“ Томаса Мора была первым ударом, нанесенным формирующемуся буржуазному государству его собственным лордом-канцлером. Но видимо иные его заслуги позволили церкви списать в архив эту маленькую причуду убиенного. Как бы там ни было, но у католической и коммунистической церкви появился вдруг один общий святой. Одна из этих церквей обещает рай на небесах, другая – на земле. Всё таки первая поступает благоразумнее, ибо её обещание не столь легко опровергается. А идея коммунизма легла в гроб вместе с Мором и крахом Советского Союза.
Но мы не могли этого предвидеть тогда , когда год спустя после визита проф. Мак-Коннела в СССР мне было высочайше дозволено нанести ему ответный визит, в Дублин. Чтобы закончить начатую совместно работу, я воспользовался гостеприимством пастора, поселившись в его доме. На прикроватной тумбочке в отведённой мне спальне, где в западных отелях обычно покоится библия, я обнаружил неизвестный гроссбух. Раскрыв его, я прочёл: Томас Мор, Утопия.
© Текст: Анатолий Бурштейн