В контакте Фэйсбук Твиттер
открыть меню

"ВЕСТНИК ЕВРОПЫ", ОКТЯБРЬ 1891. М.М. СТАСЮЛЕВИЧ

И.А.Гончаров  после  кратковременной  болезни - около трех недель -  скончался  в  двенадцатом  часу дня 15 сентября. Самая кончина его наступила так тихо, что в первое время  окружающие  приняли смерть за  сон, последовавший  немедленно  по удалении врача, как это уже случалось не раз и прежде.

Мы  навестили  Ивана Александровича на его даче в Петергофе в последний раз 25 августа и нашли его здоровье в таком удовлетворительном положении, в каком  давно  уже не случалось нам его видеть. О значительном восстановлении его  сил  за  лето можно было судить уже по тому, что он не только рассказал нам  о  том, сколько  он "наработал" летом, но даже мог взять на себя труд прочесть один из трех очерков, продиктованных им в течение летних месяцев [1].

Если  он  тут  же  передал нам свои желания относительно этих рукописей  - "на случай  смерти"  -  и собственноручно повторил тоже на обертке рукописей, то мы  не  могли  видеть  в  этом  какого-нибудь  предчувствия,  так  как  он в последние  годы  не  раз  делал  подобную  оговорку. Конечно, в его возрасте малейшая  неосторожность  могла  повлечь за собою, совершенно неожиданно для окружающих,  самые  тяжкие последствия. Так это и случилось.

Два дня спустя, 27  августа,  он  заболел  так  сильно острою, но вовсе не опасною во всяком другом  возрасте  болезнью,  что  можно было ожидать немедленной катастрофы. Острая  болезнь,  однако,  прошла и вместе с тем унесла с собою безвозвратно его  последние  силы.  Это-то  обстоятельство  и было настоящей причиною его смерти, - и тем не менее организм покойного выдерживал борьбу со смертью в  течение двадцати дней. 6 сентября оказалось даже возможным благодаря небольшому  улучшению  перевезти  больного с дачи на его городскую квартиру, где  медицинская помощь могла быть более доступна. Еще за три дня до смерти, при   консультации  врачей,  на  которую  был  приглашен  д-р  Л  В.  Попов, обнаружилось  снова  некоторое улучшение сравнительно с предыдущими днями, и только  слабая  деятельность  сердца  при  затрудненном  дыхании  говорила о легкой возможности быстрого конца, несмотря на улучшение.

В те  немногие  дни,  которые  следуют  за  смертью,  общество  всегда пользуется  возможностью  непосредственно выражать свои отношения к заслугам такого  таланта,  каким  владел Иван Александрович Гончаров. Несмотря на то, что  преклонный  возраст  покойного  отдалил  день  его  кончины  от времен появления  в  свет  последнего его крупного литературного произведения более чем  на  двадцать  лет,  публика  в  течение  четырех  дней  и  в самый день погребения,  19  сентября, в Александро-Невской лавре, собиралась толпами на Моховой  в  квартире  усопшего - более похожей на келью отшельника, - где он прожил  около  тридцати  лет,  и выражала самую живую симпатию к его памяти.

Целые  десятки  лет,  прошедшие со времени появления лучших произведений И.А.Гончарова  и  составивших  ему прочную славу и почетное имя в нашей новейшей литературе,  очевидно,  не могли ослабить в обществе того впечатления, какое они   производили   в   свое   время,  лет  тридцать  -  сорок  тому  назад.

Действительно,   последним   произведением   его   литературного  творчества следует,  собственно,  считать  роман "Обрыв", появившийся в нашем журнале в 1869  году,  когда  автору  его  было  не более пятидесяти семи лет. Нельзя, конечно,  было  тогда ожидать от него скоро нового произведения, так как он, по-видимому,  буквально  следовал  совету  Горация  держать  девять  лет под изголовьем  свой  труд,  прежде  нежели  выступить  с ним в свет: десять лет прошло  тогда  со  времени  появления  "Обломова"  (1868  год) [2],  которому предшествовал  "Фрегат  "Паллада""  более  чем  за  десять лет (1857 год), и только  за десять лет перед тем появилась "Обыкновенная история" (1847 год).

Но  после  "Обрыва"  прошло тщетно и десять лет и двадцать лет, и этот роман так   и   остался   без   преемника.   Знавшие   покойного   близко    могут при   этом   только   свидетельствовать,   что   такой  перерыв, или, вернее сказать,  поворот,  в  литературной деятельности автора "Обломова" отнюдь не был   результатом   хотя   бы   малейшего  падения  в  нем  творческих  сил, напротив - лица,  имевшие  с  ним  частые  свидания  и  встречи,  очень хорошо помнят,  что  перед  ними  по-прежнему  оставался  тот  же  умный,  высоко и разносторонне    образованный,   подчас   веселый   и   в   высшей   степени наблюдательный  собеседник, которому, по-видимому, ничего не оставалось, как только  взять  в руку перо, чтобы создать что-нибудь новое, вполне достойное автора  "Обломова".  Объяснить такое, по-видимому, ненормальное явление может быть  задачею  только будущего биографа, который получит возможность войти в изучение  всех  подробностей  внутренней  жизни покойного и его литературных отношений.

Обыкновенно   говорят,   что  в  собственной  его  природе  было  много "обломовщины",  что  потому  ему так и удался "Обломов", но это могло только показаться  тем,  кто  не  знал  его ежедневной жизни или увлекался тем, что действительно  Гончаров  охотно  поддерживал  в  других мысль о своем личном сходстве  с  своим же собственным детищем Между тем он был весьма деятельным и  трудолюбивым  человеком,  всего  менее  похожим на Обломова. Его постоянно занимала  мысль  о  создании  чего-нибудь  нового;  это  было  видно  из его интимных  бесед,  причем  он  всегда требовал безусловной тайны Но незадолго перед  смертью,  в  1888  году, вероятно по неосторожности, он проговорился так  сказать,  публично о том, что всегда тщательно хранил в тайне, а именн -  в  одном  из  писем к нам. Это письмо было получено нами за границей, и мы счастливым  образом  имеем  теперь  право  сослаться  на него без "нарушения воли"  автора,  так как письмо было уже напечатано нами в извлечении еще при жизни автора [3], а следовательно, с полного его согласия, в январе 1888 года, писано  же  в августе 1887 года, из Усть-Нарвы, где Гончаров проводил летнее время.  В  своем  письме  он  повторил  нам  тот  вопрос,  с которым мы часто обращались к нему при наших встречах.

""Что  я  делаю?  - спрашиваете вы меня из вашего прекрасного далека, с берегов Атлантического океана" (так писал нам Гончаров) "Ничего,  -  сказал  бы  я,  по примеру прежних лет (действительно, этим словом  он  всегда  начинал  свой  ответ,  но  потом точно так же всегда сам увлекался  охотою  поговорить,  как  увлекся  и  теперь  в  письме).

 - беру тепловатые  морские  ванны,  гуляю по берегу, ем, пью и больше ничего (одним словом,  - прибавим от себя, - Обломов да и только). Ноэтонесовсемверно: я  что-то делаю еще, но пока сам не знаю что... Помните, когда я вам показал из    своего    домашнего    архива    университетские    воспоминания,   вы заинтересовались  ими  и  уверили  меня, что их можно напечатать... Разбирая бумаги  с  пером в руке, я кое-что отмечаю и заношу на бумагу. "Для чего?" -спрашивал  я  и еще спрашиваю теперь себя. Если бы я (тут начинается обычный поворот  его  мысли  в  другую  сторону)  захотел  похлестаковствовать, я бы сказал. "Допеваю, сидя  на  пустынном берегу, свои лебединые песни" [4].

Но я ничего  никогда не пел и не допеваю; насмешники, чего доброго, пожаловали бы из  лебедя в какого-нибудь гуся или спросили бы меня, может быть, не хочу ли я  приумножить  свое значение в литературе, внести что-нибудь новое, веское?

Это  на  старости-то  лет  -  куда  уж  мне! Причина, почему я вожу пером по бумаге,  простая,  прозаичная,  а  именно  -  от  прогулок, морских ванн, от обедов,  завтраков,  от  бездейственного  сидения в тени, на веранде, у меня все-таки остается утром часа три, которых некуда девать..."

Действительно,   эти  строки  писал  уже  семидесятипятилетний  старец, испытавший  в  последнее время тяжкую болезнь, закончившуюся потерею правого глаза;  но  Он  и  за  двадцать  лет перед тем говорил уже нечто подобное, а двадцать  лет  спустя  как  бы невольно сознался в том, что он и в семьдесят пять  лет  "что-то  делал  еще",  кроме  воспоминаний.  Так  оно  и  было  в действительности;   он   никогда   не  мог  отрешиться  и  не  отрешался  от прирожденной  его таланту творческой деятельности; на появление же его имени в  печати под статьей, принадлежащей какой-нибудь другой области литературы, он  смотрел  как  на  какую-то  измену  своему  призванию.

После напечатания"Обрыва"  в  1869  году, года три спустя появилась в нашем журнале его столь известная  критическая  статья  по  поводу бенефиса актера Монахова, давшего "Горе  от  ума"  (в 1872 году). После спектакля Гончаров в кругу близких ему людей  долго  и много говорил о самой комедии Грибоедова, и говорил так, что один  из  присутствовавших, увлеченный его прекрасной речью, заметил ему: "А вы  бы,  Иван Александрович, набросали все это на бумагу, ведь все это очень интересно". На этот раз он обещал исполнить просьбу, хотя не без обычных для  него  в  таком  случае  возражений  и  отнекиваний. Но напечатание этой статьи  представило  неимоверные  затруднения,  и  мы  думаем  -  именно  по вышеуказанной  причине. Теперь довольно только сказать, что статья была один раз  уже  набрана  и  опять разобрана; при напечатании оказалось, что статья явилась  в  корректурах  с  одною, начальной буквой Г., и то после некоторой борьбы;  в  печати, в мартовской книге, под статьей были уже две буквы: И.Г.;на обертке той же книжки журнала явились все три буквы: И.А.Г., и только в конце года в алфавитном указателе 1872 года, при декабрьской   книге,  заглавие  статьи  могла  сопровождать  полная  подпись автора.  Не  время и не место говорить теперь, как все это происходило, хотя это  в  высшей  степени  характерно;  довольно  заметить,  что когда вся эта история  окончилась к  общему удовольствию, Иван  Александрович любил сам вспоминать  о ней и самым добродушным образом смеялся по поводу ее. "А как я хорошо  назвал  свой  этюд:  "Мильон  терзаний"! - говаривал он. -Ведь это в самом  деле  был  миллион  терзаний  и  для  меня и для вас; а читатель и не догадывается, почему я выбрал такое заглавие!" Все  подобное  на  поверхности  представлялось в Гончарове капризом, но это  вовсе  не был каприз; он, наверное, и тогда, в 1872 году, "что-то делал еще",  и  ему  была  невыносима  мысль,  что  имя  его  явится  в печати под чем-нибудь,  что не составляет для него настоящего дела. Правда, и в критике он  оказался большим мастером, но в похвалах по поводу "Мильона терзаний" он видел  что-то  оскорбительное для себя, какой-то совет ему, который возникал только  в  его  же душе, а именно - оставьте, мол, творчество, возьмитесь-ка лучше  за  критику!  И  таким  образом можно было иногда огорчить его, думая быть  ему  приятным.  Но  все  это  -  повторяем  -  являлось не результатом тяжелого,  капризного  характера,  а  вытекало из внутренней собственной его истории  и  из вышеприведенной нами мысли Гончарова о необходимости остаться верным   истинному   призванию   своего  таланта,  как  он  лично  и  весьма справедливо понимал свой талант.

В  самом  конце  восьмидесятых  годов,  в  1887,  1888  и  1889  годах, появились  у  нас его "Университетские воспоминания" (апрель 1887 года), "На родине",  воспоминания  и очерки (январь и февраль 1888 года), и в 1889 году(март),  в  заключение  его  деятельности,  в  нашем  журнале  было помещено литературное,  так  сказать, духовное завещание его под заглавием "Нарушение воли",  столь  памятное еще всем. Оно оканчивалось словами: "Завещаю и прошу и   прямых   и   непрямых   моих   наследников   и  всех  корреспондентов  и корреспонденток,  также  издателей  журналов  и  сборников  всего  старого и прошлого  -  не  печатать  ничего (курсив автора), что я не напечатал или на что  не  передал  права издания и что не напечатаю при жизни сам, - конечно,между  прочим,  и  писем. Пусть письма мои остаются собственностью тех, кому они  писаны, и не переходят в другие руки, а потом предадутся уничтожению...

У меня есть своего рода рudeur {1} являться на позор свету с хламом, и я прошу пощады  этому  чувству,  то  есть  pudeur. Пусть же добрые, порядочные люди, "джентльмены  пера",  исполнят  последнюю  волю  писателя,  служившего пером честно,  и  не  печатают,  как я сказал выше, ничего, что я сам не напечатаю при  жизни  и  чего  не назначал напечатать по смерти. У меня и нет в запасе никаких  бумаг  для печати,-писал он в 1889 году, - это исполнение моей воли и будет моею наградою за труды и лучшим венком на мою могилу..."

Мы  охотно напечатали тогда у себя такое литературное завещание, но это нисколько  не  помешало  нашим,  конечно  самым дружеским, прениям по поводу возбужденного  автором вопроса о "нарушении воли". Более всего мы настаивали на  защите  собственного  же  его  возражения себе, заключающегося в этой же самой  статье.  Он  сам  одобрительно  отозвался об издании писем Кавелина и Крамского,  без  их воли и немедленно после их смерти, и тут же сам, правда,заметил,  что ему могут указать на такое коренное противоречие в его статье;в  ответ  же  на  такое естественное возражение он писал: "И теперь (то есть после  возражения)  повторю,  что  неследуетиздаватьлишнеевписьмахчто малоинтереснодлявсех..."  Вот  что, следовательно, составляет существо мысли  Гончарова,  и  с  этим  нельзя не согласиться, да, впрочем, и вся его статья  была  вызвана  действительно бесцеремонным отношением в нашей печати того  времени  к  памяти  умерших литераторов и нелитераторов; если в статье встречаются преувеличения,то они вполне   оправдываются некоторой беспредельностью   самой   этой   бесцеремонности,  иногда   выходившей  за геркулесовы столпы.

Впрочем,мы,кажется,и сами  вышли  из  тесных  пределов того, что называют  некрологом, и приблизились невольно к преждевременной пока области личных  воспоминаний  о  покойном,который со временем,как  мы сказали,представит  хотя  весьма трудную,но интересную  и благодарную задачу для своего биографа во многих отношениях.

 В  своей  частной  жизни  Иван  Александрович  Гончаров  восполнил свое одинокое  существование,  взяв  на свое попечение случайно оставшихся на его руках  чужих  детей  по  смерти  их  отца,  находившегося  у него в домашней службе,  вырастил  их  и дал им хорошее воспитание, так что о нём можно было сказать  словами  Беранже:  "Heureuxceluiquipouvaitfaireunреudebiеn danssonpetitcoin" {2}, - и он сделал такое малое, бесшумное дело в своем действительно  маленьком  уголке  и  был  вполне  счастлив.  В  запечатанном письме,  найденном в его столе, на наше имя, от 9 октября 1886 года он дает, между  прочим,  разъяснение  всем  своим  посмертным распоряжениям; понимая, какую  он  мог  оказать  плохую  услугу  "тройке  детей"  -  его собственное выражение,  - дав им солидное среднее образование и не позаботившись в то же время   о   том,   чтобы   "поддержать  их  на  первых  шагах  жизни",  Иван Александрович  Гончаров  оставил  им  свое  денежное имущество и движимость, кроме  кабинета "с запертыми в нем помещениями", относительно чего он сделал особое  распоряжение; в этих помещениях, как он говорит в письме, нет ничего ценного  в  имущественном смысле. Итак, покойный не только делал добро, но и умел  его делать, - хороший пример тем благотворительным заведениям, которые оставляют  всякую  заботу  о  своих  питомцах,  раз последние отбыли срочное время  в  стенах  заведения,  а иногда такой срок кончается двенадцатилетним возрастом.

  1. Стыдливость (франц.).
  2. Счастлив  тот,  кто  в  своем  уголке мог сделать хоть немного добра(франц).

Примечания

[А.Д.Алексеев, О.А. Демиховская]

Стасюлевич   Михаил   Матвеевич   (1826-1911)   -   историк,  профессор Петербургского  университета,  публицист, издатель-редактор журнала "Вестник Европы".  С  Гончаровым  знаком с начала 60-х годов, а с 1868 года - один из самых   близких   друзей  Гончарова.
Начиная  с  1869  года,  Гончаров  был сотрудником  "Вестника  Европы",  опубликовав  в нем "Обрыв" (1869, ?? 1-5),"Мильон  терзании"  (1872,  ?  3),  "Из университетских воспоминаний" (1887,?4), "На родине" (1888, ?? 1, 2) и "Нарушение воли" (1889, ? 3).

  1. Летом   1891  года  Гончаров  написал  три  очерка:  "Май  месяц  в Петербурге",  "Превратность  судьбы"  и  "Уха",  которые  были  опубликованы посмертно.
  2. Здесь допущены неточности в датировках: "Обломов" опубликован в 1859 году;  отдельные  очерки  из  "Фрегата  "Паллада""  печатались  в журналах в 1855-1857 годах, полное издание вышло в 1858 году.
  3. В качестве предисловия к очерку "На родине" ("Вестник Евролы", 1888,? 1, стр. 5-7).
  4. Летом 1887 года, находясь в Усть-Нарве (Гунгербурге), Гончаров писал воспоминания "На родине" и подготавливал к печати очерки "Слуги".

(Сканировано по изданию: И. А. Гончаров в воспоминаниях современников, Л.1969.)  http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0250.shtml#04