В контакте Фэйсбук Твиттер
открыть меню

Контексты российской повседневности

Автор:  Нистратов Валерий
23.12.2022

Контексты российской повседневности

CV

Валерий Нистратов - художник, работающий с документальной фотографией, родился в 1973 году в Москве. Фотографией начал заниматься в детстве. В 1990 году в возрасте 17 лет начал карьеру фотографа. Основными темами фотографических исследований Валерия Нистратова являются: идентичность, повседневная жизнь, объекты, городские пейзажи, феномен банальности, социальная среда и измененный человеком ландшафт. Фотографии Валерия Нистратова выставлялись в России, Франции, Нидерландах, Швейцарии, США, Мексике, Южной Африке, Южной Кореи, Китае и других странах. Валерий Нистратов является руководителем мастерской - документальная фотография в Школе фотографии и мультимедиа им А.Родченко и в собственной NistratovSchool. Среди его многочисленных учеников звезды современной российской фотографии. Работы Валерия Нистратова представлены в публичных и частных коллекциях в России и за рубежом.

В свои сравнительно молодые годы Валерий Нистратов - признанный мэтр фотографии, удачно сочетающий в своих работах острый взгляд и то, что делает человека с камерой (или даже со смартфоном) художником - собственная позиция, размышление, точно найденный кадр. Его метод можно было бы назвать художественно- научным. Художественным - потому, что он всегда создает неожиданный запоминающийся образ, а научным - имея виду социологический и антропологический метод наблюдения действительности.

Он оригинален тем, что обладая проектным мышлением (Карл Кантор), мыслит проектами, смыслами, а не «картинками».

Именно это позволяет ему находить в реальности отображения, типологизированные уже в замысле.

«Основными темами его фото-исследований являются: психологическое состояние личности (одна из его ранних и очень важных серий — серия фотографий о жизни детей в неблагополучных семьях в Москве), взаимоотношения человека с окружающей средой и поведение человека в обществе» (Википедия).

Одна из его книг-проектов называется «Титульная нация» (совместно с Джейсоном Эшкенази). Соавторами были сделаны по всей России сотни «простых» фотоснимков самых разных людей, в отличие от паспортных, снятых в полный рост. Так снимают арестантов. В книге фотографии сопровождались краткими данными о персонаже - возраст, место проживания профессия.

Его интересует как фото-антрополога важнейший вопрос, ставший острым, как, может быть, никогда прежде: что мы за люди? Какие у нас визуально определяемые   особенности, повадки, бытования, вкусы, среда обитания, реакции, в общем, чем мы отличаемся от других?

Он пытается средствами фотографии получить ответ на более абстрактные и обобщенные вопросы, что такое архаика и «хтонь» в современности; праздник и образ жизни в разных социальных средах; увидеть, в сущности, и нескрываемое, напротив, выставляемое на показ, но до поры невидимое и неосознаваемое: комплексы и надрывность, хрупкость культурной оболочки и «отмену культуры» в действии.

О своих проектах (фотографических сериях, видео, коллажах и клипах в YouTube) Нистратов пишет и рассказывает на своем сайте, в лекциях, статьях и интервью коротко и точно.

Вот как он пишет о своих проектах (сериях фотографий):

О проекте «Архаика» (2015-2017)
«В последние годы в различных сферах социальной жизни России все заметнее проявляются элементы архаики, которые трудно объяснить, исходя из общепринятых представлений о современном обществе. Новая волна увлечения мифологией все чаще выбрасывает на поверхность архетипы и явления из мира прошлого. В соединении древнего (старинного) с настоящим образуется причудливый симбиоз, который, на мой взгляд, оказывает влияние на ментальность и поведение современного российского человека.
Разглядывая «сказочную» карту России (гид по внутреннему туризму в РФ), я решил оказаться там, в пределах ее реальных контуров и очертаний. 
В дороге я время от времени перечитывал мемуары опричника, а также русские народные сказки. Мир фантасмагории переплетался с реальным или новым, средневековым. .... Современность проваливалась в архаику, а GPS-навигатор грешил рядом с камнями и деревьями.
Культурные бренды видны повсюду, где бы я ни оказался в России. Каждый год умножаются чудеса нашей Родины, а явления и события, которые происходят на ее просторах, порой находятся за гранью здравого смысла и являют собой гротеск. Искусство по степени воплощения фантазий сильно проигрывает реальности. 
Для нового поколения волны мифов, выходящие из пучин антимодернизма, превращаются в трэш. Для меня же они растворяются в современной русской сказке, в которой мне, как фотографу, очень интересно находиться. В этой сказке есть место убеждениям, отрицаниям, вере, знаниям, обновлению, архаизму, феодализму, вандализму, акционизму, извращениям, патологиям, и в нашей сказке Ланселот все еще никак не может победить Дракона».

(Сайт В. Нистратова https://valerinistratov.com/)