В контакте Фэйсбук Твиттер
открыть меню

Нью-йоркский Метрополитен-музей. Отдел фотографии. История формирования коллекции

Автор:  Аверьянова Ольга
Темы:  Культура
29.12.2014

Фото: Виктор Ярошенко

Фотография с момента своего рождения и примерно до середины ХХ века представляла собою своего рода артель мастеров-одиночек. Хотя почти сразу же появились фотографические объединения и даже журналы: например, организованное Альфредом Штиглицем (Alfred Stieglitz) общество Photo-Secession (США); печатным органом «пикториалистов» стал ежеквартальник Camera Work. Однако фотография не считается искусством, она еще не представляет никакого интереса для галерей и музеев, для потенциальных инвесторов арт-рынка. Тем не менее фотографическое искусство исподволь обретало социальную структуру, которая включала исследовательские практики, образовательные программы, традиции по хранению и демонстрации произведений, иерархическую систему публичной репрезентации. Таким образом, фотография не только поддерживалась соответствующими культурными институциями, но и менялась под их воздействием, а возможность музеефикации того или иного «культурного продукта» всегда привлекала к нему как «игроков» арт-рынка, так и абсолютных профанов. Система международного музейного коллекционирования и выставочного обмена постепенно меняла самосознание медиума, принципы его взаимоотношений с внешним миром.

Музеи начали собирать фотографические произведения примерно с конца 30-х годов ХХ века. Первый специализированный музей появился в 1947-49 гг. Его основал руководитель компании Kodak — Джордж Истман (George Eastman). В 1940 году МОМА (Нью-Йорк) первым организует Отдел фотографии.

Одной из важных страниц истории музейного коллекционирования стала организация самостоятельного фотодепартамента в старейшем музее изобразительного искусства — Метрополитен (США, Нью-Йорк). Таким образом, международное экспертное сообщество окончательно признало фотографию искусством, с тех пор она имеет не только «частную историю», как в случае с музеем Истмана, но прежде всего получила безоговорочную оценку как fine art. Разделы высокохудожественной фотографии появляются в 1970-х годах и в других музеях. Собирательство, исследовательская и экспертная работа начинает проводиться во всех крупнейших мировых культурных институциях. Фотография к тому же оказалась довольно выгодным «предприятием». Разумеется, цены на произведения фотографов еще далеки от стоимости многих других «продуктов» изобразительного искусства, но, с другой стороны, благодаря выставкам фото внимание массового зрителя привлекалось также и к традиционным хранилищам классического искусства. Итак, в летописи медиума наступила новая эпоха, история которой будет рассказана на страницах нашего журнала.

Отдел фотографий нью-йоркского Метрополитен-музея рассматривает историю светописи от ее изобретения в 30-х годах XIX века до наших дней. Коллекция из более чем двадцати тысяч работ в значительной степени состоит из произведений европейских и американских фотографов, хотя география работ более широкая (например, в музее есть большой архив японских оригинальных изображений). Собрание Метрополитен-музея состоит из нескольких весьма объёмных разделов: Gilman Paper Company Collection представлена ранними французскими, британскими и американскими отпечатками, также шедеврами рубежа XIX-XX веков и периода «ар-нуво». The Rubel Collection — это прежде всего превосходные британские образцы первых трех десятилетий истории «механистического искусства»; The Alfred Stieglitz Collection — лучшие примеры стиля «pictoral», эпохи фотографических объединений, «Фотосецессиона» (1902-1917); The Ford Motor Company Collection — американская и европейская фотография периода между двумя мировыми войнами; личный архив фотографа Уокера Эванса (США, 1903–1975). Коллекция Метрополитен-музея представляет собою уникальное собрание, наглядно демонстрируя эволюцию развития фотографии как самостоятельной творческой практики — от простой документации до утонченного эстетства, от исследований идентичности — к величественным выражениям возвышенного и прекрасного, от констатации —
до интерпретации.

Фотография — процесс технологический, поэтому каждый этап развития техник производства изображений и их репродуцирования связан с изменениями художественного языка, визуальными экспериментами, в конце концов, концептуальными программами. В собрании Метрополитен-музея есть прекрасные образцы всевозможных способов получения картинки при помощи света: «фотогеничные рисунки» 1830-х, дагерротипы, амбротипии и тинтотипии (единственные в своем роде изображения на посеребренной меди, стекле или железе, соответственно); «соленая бумага» — тиражные принты с бумажных негативов; альбуминовые отпечатки, получаемые со стеклянных негативов; гуммиарабики, бихроматы, платинотипия и палладиевые отпечатки; серебряно-желатиновые «стандарты» черно-белой фотографии ХХ века и множество цветных работ.

Сегодня, в век компьютеров и Интернета, шедевры коллекции представлены online, и всякий желающий расширить свои знания о предмете может познакомиться с ними. В залах музея представлена та или иная экспозиция из постоянного архива, которая время от времени меняется, ибо это в первую очередь связано с уникальностью собрания, требующего особого режима экспонирования и хранения.

Самые ранние образцы «нового искусства» появились в Метрополитен-музее благодаря двум первым хранителям печатных изданий — Уильяму Ивинсу-младшему (William Ivins Jr.) и А. Хьятту Майору (A. Hyatt Mayor). Так что произведения фотографов были включены в коллекцию уже в 1928 году. Альфред Штиглиц — редактор роскошного и влиятельного «культурологического» журнала Camera Work, сторонник принятия фотографии в «пантеон искусств», сделал свой первый подарок музею — то были 22 отпечатка из его самых известных работ. Десятилетия всё это хранились в Отделе печатных изданий, переименованном в Отдел печатных изданий и Фотографии в 1970 году. Постепенно собрание пополнялось. Независимый кураторский отдел, посвященный только фотографии, был образован в 1992 году.

Среди сокровищ музея — самые ранние образцы фотографического искусства: чрезвычайно редкий альбом Уильяма Генри Фокса Тэлбота (William Henry Fox Talbot), сделанный спустя всего несколько месяцев после того, как он представил свое изобретение общественности; большое количество дагерротипических портретов, производимых Бостонской студией Сауфуорта и Хоуза (Southworth and Hawes); ранние пейзажные фотографии американского Запада представлены работами Тимоти О’Салливана (Timothy O’Sullivan) и Карлтона Уоткинса (Carleton Watkins); прекрасные образцы французской школы, начиная с мастеров 50-х годов XIX столетия, таких как Эдуард Бальдю (Édouard Baldus), Эжен Гувелер (Eugéne Cuvelier), Гюстав Ле Грэ (Gustave Le Gray), Анри Ле Сека (Henri Le Secq), Надара (Nadar), и других не менее прославленных фотографов представляют блистательное европейское собрание.

В 1997 году Метрополитен-музей приобрел 78 фотографий XIX века из известной Rubel Collection, которую на протяжении 1970-х собирал молодой коллекционер из Калифорнии Уильям Рубель (William Rubel). В собрание попали редкие и хорошо сохранившиеся работы четырех ключевых фигур ранней британской фотографии: Уильяма Тэлбота, потрясающего творческого дуэта живописца и фотографа Дэвида Октавиуса Хилла и Роберта Адамсона (David Octavius Hill and Robert Adamson), Роджера Фэнтона (Roger Fenton), Джулии Маргарет Камерон (Julia Margaret Cameron); все вместе они представляют в музее «лицо британской фотографической школы».

Барон Альфред Штиглиц сделал Метрополитен-музею два подарка — в 1928 и 1933 годах, а после его смерти в 1946 году значительная часть его произведений была передана по его завещанию. Коллекция состоит из более чем 600 работ этого великого фотографа, успешного издателя и одного из первых американских галеристов. В дополнение к превосходным примерам его собственных работ наследие Штиглица включает, пожалуй, лучшую коллекцию фотографий художников-пикториалистов, прежде всего входящих в объединение «Фотосецессион», которое существовало вокруг его влиятельной галереи 291 и издаваемого в тот же период альманаха Camera Work. Коллекция включает также большие отпечатки наиболее известных работ Эдварда Стайхена (Edward Steichen) в стиле «pictoral». Из особенно ценных — три уникальных авторских отпечатка The Flatiron: фотоаппарат зафиксировал американский небоскреб, в быстро меняющихся сумерках. Помимо этого в коллекцию вошли фотографии Ф. Холлэнда Дейя (F. Holland Day), Адольфа де Мейера (Adolphe de Meyer), Гертруды Кэзебир (Gertrude Käsebier), Пола Стрэнда (Paul Strand) и Клэренс Х. Вайт (Clarence H. White).

В 1997 году музей получил в дар 73 портрета Джорджии О’Кифф (Georgia O’Keeffe), художницы, фотографа, близкой подруги и музы таких известных американских мастеров, как Стрэнд и Штиглиц. Дар Дженнифер и Джозефа Дюка и Фонда Джорджии О’Кифф (Jennifer Joseph Duke and The Georgia O’Keeffe Foundation). Эта коллекция представляет один из известных творческих и любовных союзов ХХ века. Фотографии, переданные музею, лишь часть серии, которая состоит из более чем трехсот изображений, датируемых периодом между 1917 и 1937 годами.

Коллекция Ford Motor Company, собранная Джоном К. Уодделлом (John C. Waddell), была подарена Метрополитен-музею в 1987 году компанией Ford и г -ном Уодделлом и представляет 500 работ авангардной европейской и американской фотографии, сделанных в период между двумя мировыми войнами. Беренис Абботт (Berenice Abbott), Брассай (Brassaï), Уокер Эванс (Walker Evans), Андре Кертеш (André Kertész), Ман Рэй (Man Ray), Ласло Мохоли-Надь (László Moholy-Nagy) и еще около семидесяти других фотографов в своих работах отразили весь спектр модернистских поисков того времени — от жанровой и портретной фотографии до абстрактных композиционных построений (выполненных при помощи нехитрых манипуляций с предметами и прямой их «засветкой» на фотобумаге).

Личный архив Уокера Эванса, приобретенный музеем в 1994 году, дал возможность и специалистам — историкам фотографии, и широкой публике увидеть и в полной мере познакомиться с творчеством этого оригинального фотографа. Архив содержит почти 40 тысяч негативов мастера наряду с его личными бумагами, большим количеством открыток, газетных и журнальных вырезок, работ других авторов.

В дополнение к этому обширному визуальному фотографическому наследию в 2005 году Метрополитен-музей приобрел коллекцию Gilman Paper Company, которая демонстрирует уникальные образцы первого столетия (1839–1939) возникновения и развития искусства фотографии. Коллекция по праву считалась лучшим в мире частным собранием, что позволило музею стать одним из лидеров — обладателей уникальных собраний произведений художественной фотографии. Архив Джилмэна содержит более восьми с половиной отпечатков, включая многие редкие и безупречные с точки зрения сохранности произведения великих фотомастеров. В него включены и не столь выдающиеся имена, а также работы совсем неизвестных фотографов, но все они обладают исключительной художественной ценности. Бóльшая часть отпечатков относится к наиболее ранним оригиналам техники «светописи», сделанным пионерами дагерротипии
и колотипии.

Послевоенный период в коллекции Метрополитена представлен знаковыми американскими именами, иллюстрирующими все течения в медийном искусстве: от расцветшей в то время документалистики до сюрреалистических и первых постмодернистских опытов. Здесь можно увидеть вещи Гарри Каллахана (Harry Callahan), Роберта Франка (Robert Frank), Уильяма Кляйна (William Klein) и Гарри Виногрэнда (Garry Winogrand). Музей активно собирает и современную фотографию начиная с 1960-х годов: концептуальные шедевры представлены работами Роберта Смитсона (Robert Smithson), Гордона Матта-Кларка (Gordon Matta-Clark) и Дугласа Хублера (Douglas Huebler). «Дюссельдорфская школа» — работами Бернд и Хилла Бехеров (Bernd and Hilla Becher) и их студентов Томаса Струта (Thomas Struth), Томаса Раффа (Thomas Ruff), Андреаса Гурски (Andreas Gursky). «Новое поколение художников» включает произведения Синди Шерман (Cindy Sherman) и Ричарда Принса (Richard Prince), других ведущих современных авторов, которые используют фотографию в своих художественных экспериментах: Адама Фусса (Adam Fuss), Родни Грэма (Rodney Graham), Чарльза Рея (Charles Ray).

В сентябре 2007 года Метрополитен-музей открыл так называемый зал Джойса и Роберта Меншеля (Joyce and Robert Menschel Hall) для экспонирования актуальной фотографии. Это первая галерея, специально разработанная для подобной цели, в ней показаны работы, созданные с 60 -х годов прошлого века по настоящее время. Зал Menschel с экспозицией, которая меняется каждые шесть месяцев, позволяет отделу показывать самые современные поступления в рамках более широкого контекста фотографических традиций, выставленных для обозрения в соседней галерее Роберта Вуда Джонсона-младшего (Robert Wood Johnson, Jr. Gallery). Галерея Говарда Джилмэна (Gilman Gallery) была первым постоянным залом музея, посвященным показу исключительно фотографий. Она была открыта в октябре 1997 года. В ней выставляются произведения из основного фонда Отдела фотографии. Три раза в год организуются новые выставки, представляющие художественные фотографии как американских, и европейских, так и восточных мастеров.

В 2001 году Метрополитен приобрел первую работу видеоискусства — Энн Гамильтон (Ann Hamilton’s) и теперь продолжает собирать произведения подобного жанра, представляющие кураторские интересы и являющиеся существенными событими в области медийных искусств. Речь идёт о работах Даррена Алмонда (Darren Almond), Oма Фэста (Omer Fast), Дэвида Хэммонса (David Hammons), Джонатана Горовица (Jonathan Horowitz), Шарон Локхарт (Sharon Lockhart).

В 2007 году Отдел фотографии получил роскошный подарок — полный архив Дианы Арбус (Diane Arbus), включающий сотни ее ранних фотографий; негативы, контактные отпечатки, 6 500 катушечных плёнок, а также и коллекцию фотографий, которую собирала Арбус, её библиотеку и личные бумаги. Одновременный с этим приобретением музей купил 20 культовых работ фотографа.

Фотографии, иллюстрированные книги и альбомы из музейной коллекции, архива Уокера Эванса, из собрания Джойса Ф. Меншеля представлены для специалистов и всех интересующихся историей искусства фотографии и доступны для изучения в библиотеке и Фотографическом отделе Метрополитен-музея.

 

© Текст: Ольга Аверинцева