В контакте Фэйсбук Твиттер
открыть меню

Редакционная. Путь журнала.

26.08.2022

От редакции

ПУТЬ ЖУРНАЛА

Нынешний, все переломавший год - юбилейный для нас. «Вестнику Европы» уже 220 лет.

  В 1802 году Н.М. Карамзин начал издавать «Вестник Европы», журнал «литературы и политики», как дайджест лучших европейских журналов. В 1866 году, в начале либерального царствования Александра Второго и в год 100-летия Карамзина историки М. М. Стасюлевич и Н.И. Костомаров затеяли реинкарнацию «Вестника Европы».  Журнал М. Стасюлевича издавался непрерывно 62 года и составил эпоху в истории русской журналистики, исторической науки, литературы, философии, теории русского либерализма.

 Наш, третий «Вестник Европы», издается уже 21 год. Двадцать лет назад начиналась весна тысячелетия; казалось, еще несколько лет, и мы станем всеми уважаемой, великой европейской открытой страной, и мир нами восхитится.

Но потом все пошло не так, теперь отношения России и Европы зашли в глухой тупик.  Растет напряженность и неопределенность, на поверхность выходят, казалось бы, давно отжившие архаичные представления, примитивные и агрессивные идеологемы из прошлых времен. Далеко мы уплыли из того благословенного времени, когда Россия и Европа, как казалось, навсегда строили прочные мосты.

В номере представлены материалы 19, 20 и 21 веков из публикаций «Вестника Европы», наряду с текстами, написанными сегодня. Исторические материалы, с пометкой «Путь журнала», даны в сокращении или фрагментами, кроме стихотворения А.С. Пушкина, воспроизведенного здесь потому, что именно в «Вестнике Европы» и состоялась его первая публикация в жизни.

Традиционная для всех 220 лет журнала тема «Россия и Европа» в статье философа В.С. Соловьева (1888 г.),  современная жизнь - в аналитической статье Андрея Колесникова о тенденциях и изменениях общественного мнения; в разборе проф. Андрея Нечаева нынешних санкций против России и экономических перспективах.

Мы не могли обойти тему Украины. Украинская тематика была довольно регулярно представлена в историческом «Вестнике». Надо сказать, что малороссийские губернии давали журналу большую часть постоянных подписчиков и читателей, о чем свидетельствовали ежегодно публиковавшиеся отчеты. Например, по журнальной статистике за 1894 г. у журнала было 6834 подписчика, из них: в Петербурге 1324 подписчика, в Москве 521, в малороссийских губерниях - 1315.

В номере - две статьи об украинском языке, написанные с интервалом в 150 лет.

Современной поэзии и прозы в номере много: Дмитрий Данилов, нашедший свой язык, которым написаны и его пьесы, и проза, и верлибры. Новые стихи Владимира Салимона и Татьяны Вольтской (иноагент), Ирины Евсы и Андрея Костинского. Последнее интервью с недавно умершим поэтом Алексеем Цветковым. Проза представлена рассказом Евгения Чижова, первой главой нового романа-исповеди Полины Жеребцовой, рассказом Костаса Тахциса о Сеферисе, «Анатомией на фоне истории» Татьяны Щербины, пьесой Элис Остин.

    Философия и этика представлена статьями А.Филиппова, блестящим эссе Симоны Вейль о будущей мировой войне, написанное в 1937 г., раздел культуры, целиком составлен из новых текстов.

 Статья Владимира Колязина о творческой судьбе режиссера Римаса Туминаса.   

О знаковой выставке Григория Брускина в Третьяковской галерее и ее внезапном закрытии – комментарий Дмитрия Гражевича. Две статьи на тему проблематизации культуры – «Какую культуру отменяем» Алены Солнцевой и «Искусство борьбы с несовершенством жизни» Андрея Плахова. И еще много всего.

В центре номера – движущаяся история, и надеемся, что не ее конец.

И, наконец, в разделе ARTES художник номера - Константин Батынков.