В контакте Фэйсбук Твиттер
открыть меню

Польское гражданское общество: какое оно сегодня и что его ждёт?

Автор:  Чижевская Эльжбета
Темы:  Страны
04.10.2015

Фото: А. Витвицкий

Если «Солидарность» была каким-то воплощением гражданского общества, а думаю, что это так; если её появление внесло что-либо для понимания задач и характера гражданского общества, то, задумываясь над тем, что нам удалось построить в течение последних 25-ти лет, следует обратиться к её наследию Свобода слова, собраний и объединений, территориальное самоуправление, социальная экономика, законодательная инициатива или — еще более популярное — бюджетирование с общественным участием и общественные консультации — вероятно, это слишком очевидные последствия деятельности «Солидарности», чтобы о них говорить.

Общественное движение, которому мы обязаны демократическими переменами, сформировало специфическую модель гражданского общества: сеть активности с сильным стихийным характером, строившуюся не только параллельно по отношению к государственным институтам, но также часто и вопреки им; функционирующая благодаря общественному труду, неформализованная, а скорее формализованная только в необходимой степени, требующая морального обновления, мышления в категориях общего блага, а не индивидуального интереса…

1989 год вместе с экономическими переменами принёс другую модель гражданского общества: сеть активности с прогрессирующей формализацией и профессионализаций, действующая не только благодаря поддержке государственных институтов и бизнеса, но также конкурирующая за неё, закладывающая в основу плюрализм ценностей и стилей жизни. Многие неправительственные организации были основаны и развивались прежними оппозиционерами, а их стартовым капиталом были умения, приобретённые в восьмидесятые годы XX века.

Первая модель основывается на создании культуры, другая — на создании процедур, и обе имеют сильные и слабые стороны: первую трудно исследовать, вторую относительно легко можно подвергнуть измерению. Проявлением первой модели являются общественные движения (почти отсутствующие в современной Польше) и встречи при храмах или в сельской школе после занятий; проявлением же другой модели являются хорошо работающие организации, добивающиеся успеха в борьбе за гранты. Обе ведут к активности, к деятельности и созданию связей, обе также могут конфликтовать между собою. В последние годы стала перевешивать вторая модель.

То, что будет иметь для нас значение в ближайшем будущем, касается характера, который приобретёт польское гражданское общество, и того, в какой степени оно сумеет использовать культурные обусловленности. В действительности еще многое необходимо сделать: сеть организаций не так развита, как в крепких демократиях; польский общественный капитал является одним из самых низких в Европе, но несомненным успехом последних 25-ти лет является то, что «третий сектор»

в Польше сформировал собственные процедуры и собственную систему информации, в состоянии сам себя исследовать, описывать и ставить себе диагноз, а также пытаться ответить на свои потребности, добиваясь соответствующего юридического решения и передавая это ноу-хау возникающим организациям. Юридические и институциональные рамки, а также профессионализация гражданской и общественной деятельности — с одной стороны, это пока еще очень мало, но с другой — очень много. Профессионализация, при всех своих несомненных достоинствах ослабляет гражданскую спонтанность и чувство личного влияния. Она должна иметь поддержку в культуре, в токвилевских душевных склонностях, в нравственной системе, позиций и ценностей, которые должны поддерживать и подвергать проверке институты и процедуры. Следовательно, речь идёт об умелом сочетании двух моделей, или, скорее, о новой оценке значения первой. Поляки обладают большими мобилизационными способностями, однако проблемой является переход от нерегулярности к постоянной вовлечённости (например, в форме волонтёрской деятельности). Поэтому представляется необходимым должным образом оценить формы активности и объединения, в меньшей степени присутствующие в старых либеральных демократиях (от которых мы черпали знания о гражданском обществе), но всё же до сих пор существующих в польском обществе — таких, как активность сельских общин или интеграционная роль прихода.

Важным способом формирования культуры гражданской активности могла бы также стать волонтёрская деятельность в выбранной общественной организации на базе средней школы или бакалавриата.

 

Перевод с польского Денис Беляев

Публикуется с согласия журнала Res Publica Nowa

 

© Текст: Э. Чижевская

© Перевод: Д. Беляев

© Фото: А. Витвицкий