В контакте Фэйсбук Твиттер
открыть меню

Взрослея с переменами (взгляд молодых)

Автор:  Вуйчик Анна
Темы:  Страны
04.10.2015

Фото: В. Ярошенко

Не знаю иной Польши, нежели Польша времён общественно-экономических перемен, поскольку я родилась в день последнего национального праздника Польской Народной Республики — 22 июля 1989 года, спустя полтора месяца после первых частично свободных парламентских выборов. Последние 25 лет были для меня, как и для моей страны, временем непрерывной подготовки к неизвестной взрослости. Из несовершеннолетия мы выходили похожим образом: сдавая экзамены, поступая в «клубы», о которых давно мечтали (НАТО, ЕС), перевоплощаясь визуально и ментально. Этот путь был полон кризисов и поворотов сюжета, но он был ярким и приносил удовлетворение от принятых вызовов.

Мне трудно поверить, что советские войска покинули польские гарнизоны только в 1993 году. Спустя шесть лет, в марте 1999 года, мы вступили в НАТО. Через несколько недель войска Альянса произвели авианалёт на Республику Югославию. Война в Косово, хотя и происходила совсем близко, казалась тогда весьма далёкой. В то время я много смотрела телевизор. В «Новостях» часто говорили о новой валюте евро, на богатом, идеализированном Западе заменившей марки и лиры — красивые банкноты, которыми расплачивались во время первых заграничных путешествий.

Когда Польша 1 мая 2004 года вступила в Европейский Союз, ученики, с затянутыми на шеях голубыми галстуками со звёздочками Евросоюза, вместе с польским гимном — «Мазуркой Домбровского», пели «Оду к радости» Бетховена. На проведённом в 2003 году референдуме по вопросу присоединения 77,45% проголосовавших одобрили вступление в ЕС. Несколько лет ранее этот успех еще не был очевиден. Сегодня поляки являются самыми горячими евроэнтузиастами среди государств — членов ЕС, частично потому, что как общество с крестьянскими корнями, мы прагматично подошли к выдаче дотаций из фондов Евросоюза. Однако весной 2004 года практические последствия членства в ЕС ещё не были известны.

Когда я была подростком, моя семья перестала покупать одежду на рынках. Мы начали ездить в торговые центры, которые вырастали на окраинах городов. Я носила футболки с ярлыками „Reserved”, будучи уверена, что это английская марка. Однако её владельцем оказалась гданьская фирма LPP, которая сегодня имеет свои магазины во многих странах Новой Европы. Одежда доставляется из Азии. До недавнего времени только в продовольственной отрасли отметку „MADE IN POLAND” считали козырем. Сейчас мы постепенно начинаем должным образом оценивать качество польских продуктов и услуг. Конечно, эти блага не являются в одинаковой степени доступными для всех. Когда-то все мы были приблизительно одинаково бедными. С 1989 года, несомненно, мы обогатились как общество, но в разной степени и в разном темпе.

В самых больших городах формируется стиль жизни, не очень сильно отличающийся от того, который ведут молодые люди в Берлине или Вене. В Польше когда-то все встречи с друзьями происходили в квартирах, сейчас популярнее есть вне дома и посещать бары. Анклавы комфорта становятся

всё больше, поэтому многие жители решают пере-браться из маленьких городов и посёлков, которые пустеют. На праздники мы возвращаемся к родителям бюджетными авиакомпаниями из Варшавы, Гданьска, Лондона. Мы массово переезжаем за границу: на короткое время, например, на образовательный обмен в рамках программы «Эразмус», на более долгий срок, а может быть, и навсегда.

Разглядеть шансы на хорошую работу в современной Польше вовсе не просто. В этой связи возможность выехать рассматривают как образованные молодые люди, так и те, кто не имел возможности получить высокую квалификацию. Мы сравниваем себя с друзьями из старых государств — членов ЕС, и наши амбиции к комфортной жизни растут быстрее, нежели зарплаты, которые мы будем получать в ближайшие годы (согласно прогнозам, Польша достигнет 74% среднего ВВП Евросоюза в 2017 году[1]). Одновременно с ростом благосостояния изменяются и наши стремления относительно профессионального карьерного пути — мы не хотим, чтобы Польша была только большим центром аутсорсинга, привлекательным исключительно дешёвой квалифицированной рабочей силой. 81% опрошенных поляков и полек в возрасте до тридцати лет позитивно настроены к предпринимательству[2], но нам всё ещё необходимо набраться больше смелости и риска, чтобы создавать собственные фирмы.

К счастью, в последние 25 лет много примеров, говорящих о том, что активность, решительность и принятие на себя риска дают хороший эффект.

 

Примечания

  1. http://www.ekonomia.rp.pl/artykul/1102616.html
  2. http://pierwszymilion.forbes.pl/mlodzi-polacy-stawiaja-na-przedsiebiorczosc,artykuly,166660,1,1.html

Перевод с польского Денис Беляев

 

© Текст: А. Вуйчик

© Перевод: А. Беляев

© Фото: В. Ярошенко