В контакте Фэйсбук Твиттер
открыть меню

Лётчик. интервью «Вестника Европы» с Матевжем Ленарчичем

Автор:  Ярошенко Виктор
21.07.2014

Аэрофото Матевжа Ленарчича

Матевж Ленарчич — человек, известный в мире. Биолог, эколог, летчик, альпинист-экстремал, фотограф-журналист, автор книг и фотовыставок, совершил на сверхлегком самолете несколько одиночных кругосветных авиационных путешествий.

В книге «Вокруг Единого мира» он сдержанно, но с глубокой внутренней эмоциональностью пишет о своих полетах из Словении через Беларусь и всю Россию до Чукотки, через Берингов пролив на Аляску, проложил маршрут через Канаду, Гренландию, Исландию… В этих его долгих перелетах он размышлял об «этом прекрасном и яростном мире».

«Вестнику Европы» Матевж Ленарчич рассказал о своих новых осуществленных экспедициях и проектах. Последние годы он летает на уникальном сверхлегком (290 кг!) одномоторном словенском самолете Иво Боскарола, владельца и директора компании «Pipistrel». Мы беседовали с ним в кабинете словенского посла в Москве Ады Филип-Сливник, устроившей эту встречу накануне презентации русского издания его книги (в переводе Жанны Перковской).

— Десять лет назад у Вас был северный кругосветный перелет через Россию, США в Канаду. Восемь лет назад Вы совершили полет через Украину, Монголию, Казахстан, Россию, США, Канаду, Исландию в Европу. А что было потом?

Матевж Ленарчич: Потом было разное. Я летал и делал фотокниги в Словении, летал и снимал над Европейскими Альпами, над Северной Африкой, участвовал в съемках экологических фильмов.

— Матевж, мы слышали, что Вы были номинированы в Словении на звание «Человек 2012 года». За что?

— В 2012 году в содружестве с «Pipistrel Slovenia» я совершил Южный кругосветный перелет, довольно уникальный по сложности и протяженности. Он начался 8 января, а закончился 19 апреля 2012 года.

Проект включал: одного биолога, по совместительству пилота, один самолет (весом 290 кг), шесть пересечений экватора, 80 тысяч километров, 7 континентов, 3 океана, 120 национальных парков, одну Антарктиду, один Эверест...

— Эверест?! Вы сказали — Эверест? Должно быть, Вы облетали его рядом, ведь такой самолет не поднимается столь высоко...

— Нет, я пролетел именно над Эверестом, мой самолет Virus-SW914 мог подняться до десяти километров.

Матевж дарит мне карту своего перелета.

— Африка, через Атлантику — в Бразилию... потом завернул в Мексику (в прошлый раз не удалось попасть: не пустили)… Центральная Америка, Чили… полет в Антарктиду, возвращение и перелет через необъятный Тихий океан. Остров Пасхи, острова Кука (однажды пришлось провести 16 часов в полете в «неблагоприятных погодных условиях»). Потом — Новая Зеландия, Австралия, которую изрядно облетел, добравшись до центра... Потом Индонезия, Малайзия, Таиланд, Непал, незабываемый полет над Гималаями,  — и опять же Эверест (Джомолунгма).

Новейший самолет Virus-SW914 Иво Боскарола и «Pipistrel», на котором я летал в этот раз, позволяет подниматься на 10 тысяч метров... Потом я спустился к югу, через Индию и Индийский океан перелетел в Африку, облетел ее всю, вплоть до ЮАР, и через Сахару вернулся домой...

Кого сегодня удивишь полетами, когда летают все! Но полеты на скорлупке, которая легче хорошей газонокосилки, мотыльке, подверженном всем возмущениям воздушного океана, — это совсем другое дело...

Сайт его перелета был открыт все это время, интернет-аудитория следила (больше миллиона посетителей его сайта) за полетом в реальном масштабе времени. На его микросамолете был прибор, благодаря которому, войдя на сайт полета, можно было узнать, где сейчас летит Матевж, на какой высоте, с какой скоростью и в каких условиях... Для него, биолога-эколога, и для конструкторов было важно подчеркнуть, что VIRUS-«Зеленый», экологический, почти чистый экоплан. Его двигатель столь экономичен, что позволяет пролететь 4 тысячи километров на одной заправке. Он летел со средней скоростью 160 км/час, порою скорость опускалась и до восьмидесяти, и Матевж часами мог любоваться окружающим миром.

— У Вас в полетах случалось множество экстремальных ситуаций, когда разум подсказывал, что нужно остановиться, вернуться. И что Вы тогда делали?

Такие случаи бывали... Просто нужно очень доверять своей машине, ее мотору — ну и своему мотору, своему организму. Надо знать машину и свой организм, уметь управлять их возможностями, и доверять им. И даже в трудных случаях я все-таки продолжаю полет, хотя подозреваю, что принял неверное решение. Но что-то подсказывает мне, что между тучами найдется просвет, или что самолет сможет поднырнуть под грозовой фронт, или что горючего хватит, чтобы долететь туда, где можно сесть... Те, кто играют в такие игры, верят в свою судьбу... Но ничто не сравнится с этим состоянием долгого полета над планетой, полного растворения в мире...

— Вы религиозны?

Ленарчич чуть улыбается (такие вопросы в Европе задавать не принято).

— В церковь я не хожу... Я верю во что-то над нами… Верю в судьбу. Но не верю в церковь как институт, если Вы спрашиваете именно об этом. Чудо происходит, когда дотягиваешь до аэродрома.

— А китов в прошлогоднем полете Вы видели? Вы писали в своей книге, что когда подлетали к Гренландии, мечтали увидеть китов, но море было сокрыто туманом...

— Нет, китов и на сей раз увидеть не довелось.

— А рыб в океане?

— Когда ты за штурвалом, работы довольно много: связь, метео, топливо, мотор... Так что не до рыб. Главная тревога всегда одна — погода, грозовой фронт. Над Бразилией сошлись три грозовых фронта, вот где было стрёмно... Там только дважды в году складывается так, что есть шанс пролететь, но не всегда. Над Таити летел без всякой видимости, к тому же испортился прибор. Пришлось узнавать погоду впереди по спутниковому телефону — звонил друзьям в Словению, а они узнавали погоду по Интернету. В Австралии самолет стал вибрировать, с трудом долетел, случилась поломка. Пришлось сидеть, ждать бригаду специалистов. Над Эверестом были очень сильные ветры, лететь трудно. Над Намибией отказала турбина, пришлось садиться, подвернулся брошенный аэродром... На земле, в Словении, помогала команда друзей, и вообще множество людей по всему миру. Когда летишь в такую экспедицию, ты один только в самолете, но в проекте ты вовсе не один… А в полете над океаном или над горами доверяешь только мотору.

Я рассказываю ему про летчика Громова, который совершил первый перелет из Москвы в Америку (генералом Мих.Мих. Громовым мне доводилось встречаться). Ленарчич внимательно слушает. Рассказываю про Камчатку, над которой он летал, про Памир, над которым он не летал. Прихожу домой, смотрю его сайт, его фотографии, его ролики. Матевж сидит в шортах в своей тесной стеклянной скорлупке над горами и что-то ищет в компьютере. Я завидую этому человеку. И желаю ему удачи, как и тысячи посетителей его сайта: www.orldgreenflight.com ewingsforever.com

 

В апреле нынешнего года Матевж Ленарчич совершил новый экстремальный полет через Норвегию и Северный полюс в Канаду, оттуда через Атлантику — в Европу.

 

В.Я.