В контакте Фэйсбук Твиттер
открыть меню

Культура. Новые каталоги коллекций русского нон-конформистского искусства

14.01.2016

В последние два года вышли в свет каталоги замечательных коллекций русского нон-конформистского искусства. Мы предлагаем материалы о них и ссылки.

Частные коллекции в третьем тысячелетии и собрание картин Ирины Столяровой

Статья А. Раппапорта

Евгений Рухин
Композиция с тарой, иконой и красной линией, 1975
Холст, смешанная техника, коллаж, рельеф: 68,5х65
Подпись: Е. Рухин 75
Провенанс: из коллекции James Butterwick

Собрание Ирины Столяровой – одно из многих, и понять его специфику путем сравнения коллекций едва ли осуществимо. Бросается в глаза то, что можно назвать вкусом – среди работ нет ни имитаций, ни провалов. Все по гамбургскому счету, хотя сам этот гамбургский счет, пожалуй, уже не известен. Большие музеи и картинные галереи живут по законам больших корпораций, которые нам неведомы, но ощущаются.

Прежде всего, очевидна связь вкуса с ценностью того направления, которое привлекло ее внимание, – направления абстрактной живописи второй половины 20-ого века, и то, что многие интересующие Столярову художники, имеют «двойное гражданство», то есть принадлежат и русской, и французской художественной культуре. Но что мы можем обо всем этом сказать? Какая логика могла бы быть адекватной ее собранию.

Этот вопрос касается не столько данной коллекции и даже не столько стилистической общности картин, сколько ситуации в современном художественно-критическом дискурсе. Недавно вышла книга критика современного искусства Бориса Гройса, выпущенная издательством «Гараж». В этой книге в 400 страниц мы едва ли найдем попытку описать или оценить какое-то конкретное художественное произведение. Гройс обсуждает в своей книге искусство с точки зрения тех инновационных метаморфоз, которые происходят в художественной деятельности под влиянием изменения в инфраструктуре современной культуры – распространения новых медийных технологий, коммерциализации искусства и критики, формирования новой оптики и новой системы онтологических ориентиров понимания и обсуждения артефактов. На фоне этой новой сферы художественных смыслов картины абстрактных художников середины и второй половины 20-ого века кажутся уже чем-то почтенно-академическим и классическим, что и приводит к замешательству. Как о них говорить?...

Читать далее: http://flyinginthewakeoflight.com/?page_id=64

Ирина Столярова в беседе с Валерией Горбовой

(Интеграция, веб-верстка, контентное наполнение Artcollecting Project)

Ирина, скажите, пожалуйста, когда и как Вы начали собирать Вашу коллекцию?

Я начала коллекционировать около 20 лет назад. Мне кажется, я как коллекционер и ценитель искусства «росла» вместе со своей коллекцией. Вначале была увлечена «малыми голландцами», русская живопись казалась мне вторичной. Но потом постепенно я стала открывать для себя имена Судейкина, Машкова, Кустодиева, Бенуа. Тоже вполне типологическая ступень, правда, здесь уже была большая свобода маневра для каких-то личных мотивов. И так продолжалось до тех пор, пока в собрании одного московского коллекционера я не увидела работу Малевича. Эта была единственная абстрактная работа в окружении картин старых мастеров. Но она затмевала собой все остальные, хотя в коллекции были очень серьезные имена. И я вдруг поняла, что прервался мой личный контакт с фигуративной живописью. Те картины, которые я собирала, перестали совпадать с моими эмоциями и жизненными ощущениями. Окончательно я решила, что меня интересует, когда посетила выставку Ланского. Именно Ланской и еще Шаршун положили начало моей НОВОЙ коллекции. Я поняла, что интеллектуально и эмоционально настроена на абстрактную живопись в различных ее изводах, что именно здесь я могу выразить себя как собиратель.

Читать далее: http://flyinginthewakeoflight.com/?page_id=2&lang=ru

 

Альбом «Свой Круг» - художники нонконформисты в собрании Александра Кроника

Коллекционер Александр Кроник начал собирать работы своих современников, будущих классиков нонконформизма Анатолия Зверева, Владимира Яковлева, Дмитрия Плавинского, Владимира Немухина и многих других еще в начале 1980-х. Его коллекция насчитывает около тысячи работ и включает произведения не только мастеров неофициального искусства, но и художников, не принадлежащих к этому кругу, таких как Михаил Николаевич Яковлев или Никита Гашунин.

«Свой круг» — не просто альбом с историями «из жизни коллекционера». Редкие документальные фотографии, каталог-резоне известной коллекции, обширный научный аппарат, вступительная статья Екатерины Бобринской и эссе Сергея Кускова о Владимире Яковлеве делают книгу интересной и для широкого читателя, и для специалистов, изучающих неофициальное искусство.

На сайте представлены не все работы художников из коллекции Александра Кроника, с полной коллекцией можно ознакомится в книге.   

Читать далее: http://www.svoykrug.com/

  

Свой Круг Александр Кроник

Двадцать пять лет назад, читая книги об импрессионистах, Александр Кроник подумал, что и рядом с ним живут настоящие творцы, непризнанные гении. Первым Мастером, которого он близко узнал, был блистательный художник Анатолий Зверев — человек-легенда, богемный мудрец и философ, продававший свои рисунки и портреты за три рубля или бутылку водки. С покупки картины Зверева осенью 1984 года и началась коллекция. Знакомство со Зверевым быстро стало дружбой, художник, не любивший своего дома, периодически жил у своего младшего приятеля, чем помог расширить тому круг знакомых в среде московского андеграунда. Кроник стал свидетелем того, как фантастически быстро и точно работал Зверев — однажды он сделал чудесный рисунок лошади за 18 секунд.

Некоторое время жил у Кроника и Дмитрий Плавинский, скрываясь от милиции, грозившей посадить художника в тюрьму, как не работающего (тогда в СССР существовала уголовная статья «За тунеядство»). Зимой 1987 года А. Кроник познакомился с Владимиром Яковлевым, гениальным художником, почти слепым, постоянно жившим в интернате психиатрической больницы. Через 11 лет, вернувшись из эмиграции, он с друзьями регулярно навещал Яковлева в интернате, покупая его работы.

Лето и часть осени 1987 года в деревенском доме, который снимал А. Кроник, жил гениальный русский писатель Венедикт Ерофеев, автор культовой книги «Москва-Петушки».

Читать далее:  http://www.svoykrug.com/