В контакте Фэйсбук Твиттер
открыть меню

Соколова Е.В. О геммах в трудах И.И.Винкельмана

Автор:  Соколова Е.В.
15.05.2015

В данной статье рассматриваются произведения И.И. Винкельмана, в которых он в той или иной степени исследует резные камни. Работа основывается на материалах книжного фонда Библиотеки иностранной литературы.  Большая часть описываемых в ней изданий находится в фонде Редкой книги. Это довольно ценные, представляющие библиографическую редкость прижизненные и посмертные труды немецкого историка искусства, опубликованные во второй половине 18 века. Все они доступны не только для исследователей, но и для широкого круга читателей.

Портрет Иоганна Иоахима Винкельмана. Гравюра с живописного оригинала работы А.Р. Менгса. Издание 1794 г.

Иоганн Иоахим Винкельман (Johann Joachim Winckelmann, 1717-1768) - немецкий историк искусства, один из наиболее ярких представителей эпохи Просвещения, основоположник современного искусствознания. Его труды, положившие начало научному исследованию памятников античного искусства, до сих пор остаются ключевыми в изучении данного раздела мировой культуры. Современная исследовательская мысль продолжает обращаться как к выработанному им подходу к искусству в целом, так и к множеству выводов, касающихся отдельных памятников или их групп.

Известный филолог и исследователь античности Герман Карл Узенер (Hermann Carl Usener, 1834-1905) полагал, что учение Винкельмана явилось исходным пунктом развития не только археологии, но и немецкой классической филологии, и, в определенном смысле, даже современной исторической науки. В своих исследованиях Винкельман представил картину развития и упадка древнего искусства,  впервые применив законы органической жизни к изучению творческой деятельности человека. Он показал, что художественное произведение не только возникает посредством чисто волевого акта, при котором его ценность определяется "степенью технической виртуозности мастера", но оно одновременно является и "формотворчеством», которое зависит от "общего духовного течения", от художественного вкуса определенного времени[1].

На протяжении всей своей жизни И.И. Винкельман исследовал многочисленные накопленные к тому времени произведения античного искусства, хранящиеся в различных музеях и частных собраниях Германии, Италии и других стран. Особую группу среди них составляли памятники древней глиптики. Можно с уверенностью говорить, что изучение резных камней имело большое значение в его научном творчестве.

Не стоит забывать, что представление И.И. Винкельмана о греческом искусстве было основано в большей степени на копиях римского времени. Именно знакомство с античными геммами позволило немецкому ученому, никогда не бывавшему в Греции и «не имевшему в руках иных греческих подлинников, в его «Истории искусства древности» дать верную картину развития и смены стилей античного искусства»[2]. По сути, памятники древней глиптики стали теми образцами античного искусства, анализ которых способствовал становлению его уникального исследовательского метода и концепции истории искусства.

Одной из ключевых работ И.И. Винкельмана, посвященных геммам, стал составленный им капитальный каталог «Описание резных камней покойного барона фон Штоша»[3], вышедший на французском языке во Флоренции в 1760 году и упрочивший его репутацию как ученого. Несмотря на то, что данное издание не представлено в фондах Библиотеки иностранной литературы, оно заслуживает особого внимания, так как в нем была разработана схема классификации обширного материала и заложены прочные научные основы для всех последующих работ в сфере изучения памятников глиптики.

И.И. Винкельман был лично знаком с бароном Филиппом фон Штошем (Philipp von Stosch, 1691-1757), которому он был рекомендован кардиналом Алессандро Альбани (1692-1779). В доме последнего еще мало известный немецкий ученый служил библиотекарем. Винкельман высоко ценил барона фон Штоша как знатока искусств и страстного коллекционера, обладавшего одним из крупнейших в Европе собраний памятников искусства, среди которых особое место занимали резные камни. Именно Штошем было предпринято первое специальное серьезное исследование по древней глиптике «Античные резные камни, подписанные именами создателей», вышедшее в 1724 году в Амстердаме. Экземпляр этого издания хранится в фонде Редкой книги Библиотеки иностранной литературы[4].

 Из множества древних гемм автор выбрал 70, на которых были указаны имена резчиков. Гравированные изображения каждого камня в увеличенном виде были выполнены талантливым французским графиком Бернаром Пикаром (1673-1733). Внизу давался контур геммы в натуральную величину, тонкой пунктирной линией отмечались имеющиеся на ней утраты. В рамку заключалась надпись с именем создателя геммы, указанием материала и коллекции, в которой находится резной камень.[5]

Сам Штош снабдил издание обширным предисловием с кратким изложением истории глиптики и ее связей с другими видами древнего искусства. Каждое воспроизведение геммы сопровождала статья на французском и латинском языках с описанием резного камня и его характеристикой, также давался стилистический анализ памятника, который    выявлял художественные особенности произведения и помогал в его атрибуции. "Античные резные камни» Ф. Штоша стали тем образцом каталога, в котором было положено начало критическому отношению к материалу, демонстрировался новый уровень осмысления памятника в соответствии с научными воззрениями того времени. Эта работа была продолжена И.И. Винкельманом в процессе описания им коллекции гемм барона Штоша.

И.И. Винкельман. История искусства древности. Дрезден. 1764 г. Титульный лист первого тома.

Ученый принялся за составление каталога по просьбе племянника и наследника  Штоша Генриха Вильгельма Муцеля, который планировал  распродать коллекцию[6]. Первоначально описание виделось как простой перечень содержащихся в коллекции гемм. В конечном итоге был создан полный каталог собрания глиптики, состоящего почти из трех с половиной тысяч резных камней.

В руках Винкельмана оказалась одна из лучших коллекций античных гемм в Европе, представляющая собой огромную научную ценность. «В ней содержались произведения с изображениями на многочисленные сюжеты мифологии древних народов: египтян, этрусков, греков и римлян, здесь была информация об их обрядах, о важнейших событиях античной истории и изображения великих людей древности. Коллекция Штоша… имела огромную художественную ценность: в ней были представлены произведения, относящиеся к различным периодам истории древнего искусства, произведения выдающихся этрусских и греческих мастеров»[7].

Основная сложность, с которой столкнулся ученый при составлении каталога, заключалась в том, что было необходимо описать большое количество памятников глиптики, содержание которых было не совсем ясным или трудным для понимания. «В коллекции были геммы, о которых барон Штош в свое время не составил собственного мнения, кроме того, в последние годы жизни он почти не описывал вновь приобретенные произведения»[8].

Учитывая опыт описания избранных резных камней, предпринятый Штошем в своем труде «Античные резные камни» И.И. Винкельман составил полноценный научный каталог, который в последующем послужил основой для создания других аналогичных изданий. Памятники глиптики в нем были квалифицированы и описаны по всем правилам археологической науки. Ученый последовательно применял метод датировки произведений, основанный на совокупном анализе стилистических особенностей, технических приемов, подписей резчиков. Он сравнивал резные камни между собой, а также с другими памятниками древности: скульптурой, рельефами, изображениями на монетах из различных собраний Италии, используя при этом сведения из античной литературы и мифологии.

«Описание резных камней покойного барона фон Штоша» сопровождалось десятью гравюрами. Фронтиспис, созданный Иоганном Юстином Прейслером (Johann Justin Preisler, 1698-1771), воспроизводил портрет барона фон Штоша работы Эдма Бушардона (Edmé Bouchardon, 1698-1762). Остальные девять, выполненные немецким художником Иоганном Адамом Швейкартом (Johann Adam Schweickart, 1722–1787), изображали античные геммы. Гравюры были созданы в 1745 году и, возможно, даже не предназначались для этого издания. По своему художественному решению они повторяли те, которые были созданы Б. Пикаром для труда Ф. Штоша «Античные геммы», вышедшем в 1724 году. По размеру гравюры были больше формата книги и вклеены в нее в сложенном виде. Известно, что Штош собирался издавать более подробный каталог своего собрания, и листы Швейкарта могли быть сделаны для него[9].

В процессе анализа гемм из собрания барона фон Штоша И.И. Винкельман разработал не существовавший до него  метод точной классификации и исчерпывающей интерпретации памятников античного искусства, который в полной мере был развит ученым в его основополагающем труде «История искусства древности».

Книга, состоящая из двух частей, вышла в свет на немецком языке в Дрездене в 1764 году в типографии  Георга Конрада Вальтера (Georg Conrad Walther, 1710-1778), который уже издавал некоторые его ранние произведения. В фонде Редкой книги Библиотеки иностранной литературы хранится первое прижизненное издание И.И. Винкельмана.[10]. В своей «Истории искусства» ученый первым отказался от метода своих предшественников, когда рассматривались главным образом разрозненные биогра­фии отдельных мастеров, и попытался исследовать развитие искусства как едино­го, целостного явления от его возникновения и расцвета до его упадка. Он постарался систематизировать все известные на тот момент материалы о памятниках древнего искусства, не ограничиваясь при этом лишь описанием сюжета и оценкой достоверности передачи натуры, а стремясь охарактеризовать образный язык, художественные особенности того или иного произведения искусства, став одним из создателей методики искусствоведческого анализа.

Среди множества других древних памятников Винкельман привлекал для анализа резные камни, в том числе из описанного им собрания барона Штоша, и использовал накопленные в ходе работы над каталогом результаты исследований. Гравюры с изображением наиболее ценных,  по мнению ученого, гемм украсили страницы его труда. Из 24 представленных в первом издании иллюстраций 10 были посвящены резным камням. Отмечая их значение, Винкельман так писал в предисловии к «Истории искусства»: «Все изображения памятников искусства (как фресок и статуй, так и гемм, монет, ваз), помещенные мною в начале и в конце глав и их разделов для украшения, а в то же время и служащие для подтверждения  моих мыслей, никогда не публиковались ранее, и я первым дал срисовать и награвировать их»[11]. Хотя большая часть гравюр не подписана, на некоторых из них указаны именами их создателей. Среди них такие художники и граверы, как Михаэль Кейл (Michael Keyl, 1722-1795), Николас Мосман (Nicolas Mosman, 1727-1787) и Доменико Кунего (Domenico Cunego, 1727-1794).

И. И. Винкельман. История искусства древности. Дрезден. 1764 г. Титульный лист второго тома.

На титульном листе  первой части своей «Истории искусства древности» И.И. Винкельман поместил гравированное изображение сердолика в виде скарабея этрусской работы, на котором был представлен совет пяти греческих героев во время первого похода против Фив. Об этом  камне, найденном в Перуджии и поступившем в собрание барона Штоша из коллекции графа Винченцо Ансидеи, Винкельман восторженно писал в своем «Описании резных камней»: «Этот камень среди других гемм, как Гомер среди поэтов. Ни одни кабинет не обладает памятником такой ценности».[12]

Изящный рисунок и надписи с именами рядом с каждой фигурой говорили, по мнению ученого, о древности этого произведения. «Ибо при всей исключительной тщательности и замечательной тонкости работы, а также изящества некоторых форм тела (например, ног), свидетельствующих о мастерстве художника, пропорции фигур тем не менее отмечены принадлежностью к той эпохе, когда голова изображалась величиной едва ли не в одну шестую часть тела…»[13].

В примечании ученый указывает, что прежде этот камень был описан в двух статьях профессора из Пизы Карла Антониоли, который излагал лишь историю этих и других героев той эпохи, приводя соответствующие места из античных авторов. Однако он не анализировал этот памятник с художественной точки зрения.  Винкельман же впервые рассматривает гемму как произведение искусства, делая попытку определить время создания этого памятника.

Немецкий исследователь тщательно описывает ещё два камня-скарабея, которые считает "прекраснейшими из всех этрусских". Первый - из коллекции барона Штоша изображает Тидея, имя которого указано в надписи, стригалем очищающего свое тело. В данном случае, Винкельман ошибочно трактует сюжет, полагая, что гемма изображает Тидея, «выдергивающего из своей ноги дротик после того, как он, подвергшись нападению пятидесяти человек из засады, убил всех противников, но был ранен»[14]. Гравированное изображение этой геммы помещено в конце второго отдела третьей главы первой части «Истории искусства», посвященного стилю этрусских художников.

По мнению исследователя, фигура Тидея свидетельствует о правильном понимании художником анатомии, на что указывает верное изображение костей и мускулов, но одновременно и "о сухости этрусского стиля". Следуя своему научному методу, Винкельман при этом ссылается на литературные свидетельства. Он цитирует и комментирует строки римского поэта Стация, в которых, по его мнению, описывается внешность Тидея.

На другом камне из коллекции Христиана Дена, находящейся в Риме, представлена фигура отца Ахилла Пелея, имя которого также указано, омывающего свои волосы у священного источника, символизирующего собой реку Сперхей в Фессалии. Гравированное изображение этого камня дано в книге в конце первого отдела четвертой главы первой части. Оба эти памятника Винкельман анализирует, чтобы показать особенности стиля этрусских художников, характерными признаками которого являются, по его мнению, «отчасти чувственная определенность фигуры и ее частей, отчасти же некоторая скованность в постановке и позе… Первое выражается в том, что мускулы набухают буграми, а кости приобретают резкие очертания и намечены слишком явственно, вследствие чего стиль этот кажется сухим и удручающим»[15].

Характерные черты того же стиля Винкельман видит в камне, который когда-то хранился в галерее Фарнезе в Капо ди Монте в Неаполе, но был похищен оттуда. Гемма изображала афинского героя Тесея, убивающего разбойницу Фею из Кроммиона. Аналогичная гемма находилась в коллекции барона  фон Штоша. Ее изображение украшает начало третьего отдела третьей главы первой части книги.

И.И. Винкельман. Неизвестные древние памятники. Рим. 1767 г. Титульный лист первого тома.

В первом издании "Истории искусства древности" было ещё несколько гравюр с изображением гемм из коллекции барона фон Штоша. После предисловия помещалась гравюра, представлявшая сердолик с Прометеем, создающим человека. Для Винкельмана сюжет, выгравированный на этом камне, символизирует происхождение искусства. Такой же смысл имеет и изображение на гемме, где Прометей собирает части создаваемого им человеческого тела, гравюра которой расположена в конце первой главы первой части.

Описывая особенности древнейшего стиля греческого искусства, И.И. Винкельман представляет резной камень из собрания Штоша, на котором изображен умирающий спартанец Офриад рядом с другим раненым воином. Каждый выдергивает из груди смертоносную стрелу и одновременно пишет на своем щите слово «победа». Обработка камня, по мнению Винкельмана, «отличается тщательностью, а фигуры не лишены выразительности, однако рисунок здесь напряженный и плоский, а позы скованны и неизящны»[16], что является характерной особенностью древнего стиля. Это был самый длинный, как писал исследователь, период истории греческого искусства, поэтому «позднейшие произведения должны были сильно отличаться от ранних».

Таким образом, Винкельман на протяжении всего своего сочинения обращается к геммам наряду с другими памятника древности, на примере которых он раскрывает этапы развития древнего искусства от его возникновения до упадка. При этом сами резные камни он описывает как произведения искусства, уточняя их атрибуцию, отмечая мастерство обработки и художественную ценность.

Труд И.И. Винкельмана «История искусства древности» имел общеевропейский успех. Уже в 1766 году  в Париже публикуется первый его перевод на французский язык, который выполнил еще при жизни  автора немецкий ученый Готфрид Зелль (Gottfried Sell или Sellius, 1704(?)-1767). Французское издание содержало гравированные иллюстрации,  в том числе с изображением резных камней, в виде концовок и заставок. На титульном листе к первому тому  также была помещена гемма "Совет пяти против Фив", выполненная голландским гравером Николасом ван Франкендаалом (Nicolaes van Frankendaal или Frankendaad, 1720-1791). В фонде Редкой книги находится первый том этого издания[17].

Однако сам И.И. Винкельман не считал работу законченной и приступил к подготовке новой редакции книги. Осенью 1767 года он издал в Дрездене «Заметки к «Истории искусства древности», в которых изложил  некоторые предварительные итоги проделанной работы.[18] Ученый стремился устранить все допущенные в первом издании неточности. Одновременно с этим он дополнял и пересматривал некоторые выводы и наблюдения. Чаще всего Винкельман переносил свои подстрочные примечания в основной текст, исправляя и исключая все то, что уже не соответствовало его воззрениям. Изменения должны были коснуться и композиции книги, когда переработанный текст он предполагал поместить в другую главу или раздел[19]. Однако Винкельману не удалось завершить эту работу полностью.

В 1776 году Венской академией изобразительных искусств было осуществлено второе посмертное издание «Истории искусства древности» в двух томах. Несколько экземпляров этой редакции также представлены в фонде Редкой книги[20]. Обработку материалов и общий надзор за изданием осуществлял немецкий писатель и преподаватель эстетики Фридрих Юстус Ридель (Friedrich Justus Riedel, 1742-1785). Он попытался внести в текст «Истории» Винкельмана те изменения и дополнения, над которыми ученый работал в последние годы. Новое издание также содержало иллюстрации античных памятников, в том числе и резных камней, аналогичные тем, что приводились в первом издании «Истории». На титульном листе к первому тому  была помещена гравированная виньетка работы Квирина Марка (Quirin Mark или Marck, 1753-1811). В центре располагался медальон с портретом Иоганна Иоахима Винкельмана в окружении атрибутов, отражающих увлечение ученого египетскими, этрусскими, греческими и римскими древностями. Гравюры с изображениями гемм, расположенные в начале и в конце глав и разделов издания, были выполнены такими мастерами как Рох Брунет (Roch Brunet) и Иоганн Кристоф Винклер (Johann Christoph Winkler, 1701-1770).

Венская редакция легла в основу последующих переводов труда Винкельмана на другие языки. В частности, французского, осуществленного Михаэлем Губером (Michael Huber, 1727-1804) и изданного в Лейпциге в 1781 году в трех томах[21]. Гравированные иллюстрации в виде заставок и концовок к первому и второму тому были созданы немецким гравером Христианом Готтлибом Гейзером (Christian Gottlieb Geyser, 1742-1803) по рисункам известного немецкого художника Адама Фридриха Эзера (Adam Friedrich Oeser, 1717-1799). Титульный лист к третьему тому издания был украшен гравированным изображением этрусского скарабея "Совет пяти против Фив" работы Мартина Медардуса Тёнерта (Martin Medardus Thoenert или Thönert, 1754-1814).

Продолжая трудиться над новой редакцией своей «Истории искусства древности», И.И. Винкельман готовил к публикации на собственные средства двухтомное издание «Неизвестные древние памятники», которое стало не только последним опубликованным, но и единственным богато иллюстрированным его произведением. О выходе в свет своего нового сочинения Винкельман известил читателей в предисловии к «Истории искусства древности». Оно должно было  быть издано весной 1764 года, однако задержалось на несколько лет в первую очередь из-за сложностей по воспроизведению гравюр.

В целом, труд представлял собой обзор произведений античного искусства, находившихся в римских собраниям и никогда ранее не публиковавшихся по причине того, что «многие из них было трудно истолковать, другие же являли собой, по мнению знатоков древностей, неразрешимую загадку или же объяснялись совершенно ошибочно». Ученый писал, что благодаря этим памятникам «сфера искусства будет расширена более, чем то было прежде: в них перед нами предстают совершенно неизвестные понятия и образы, которые частично были утрачены вместе с преданиями древних, а многие места в сочинениях древних авторов, ранее непонятные, смогут быть объяснены и освещены с помощью этих произведений»[22].

 «Неизвестные древние памятники» вышли в свет в Риме в 1767 году с посвящением кардиналу Алессандро Альбани, чья коллекция была здесь представлена в значительной степени. Экземпляр этого редкого издания находится в Библиотеке иностранной литературы[23]. Это было первое и единственное сочинение Винкельмана, изданное им на итальянском языке. В определенном смысле этим трудом ученый выразил свою благодарность Италии, где он провел двенадцать счастливых лет своей жизни. Сам автор называл свою работу «большим итальянским произведением», подчеркивая тем самым его значимость.

И.И. Винкельман. Неизвестные древние памятники. Рим. 1767 г. Том 1. Лист с гравированными изображениями резных камней.

Издание содержало 208 оттисков гравюр на меди, собранных по несколько штук на отдельных листах в конце первого тома, а также 18 гравированных виньеток, расположенных по тексту в начале и в конце разделов. Первоначально планировалось, что все рисунки к гравюрам будут выполнены итальянским художником Джованни Баттистой Казановой (Giovanni Battista Casanova, 1732-1795), с которым Винкельмана уже связывала совместная работа. Об этом ученый также сообщал  в предисловии к «Истории искусства древности», называя живописца «лучшим рисовальщиком в Риме», рисунки которого отмечены «точностью, вкусом и знанием памятников».  Имя Джованни Казановы в качестве художника должно было быть указано на титульном листе книги. Также он собирался взять на себя половину расходов по ее изданию[24].

К концу 1764 года уже было готово около 120 гравюр. В том же году Казанова был назначен директором Академии художеств в Дрездене. Однако в его отношениях с Винкельманом произошел разрыв. Ученый уличил Казанову в фальсификации рисунков, которые, вопреки производящему впечатлению, были созданы не по античным образцам. Два таких поддельных рисунка Казановы Винкельман поместил в «Истории искусства древности»[25], дав их подробное описание в четвертой главе первой части, рассказывая о живописи древних греков. При подготовке второго издания «Истории искусства» ученый уже исключил эти несколько страниц из основного текста.

Дальнейшую работу над «Неизвестными древними памятниками» И.И. Винкельман продолжил уже один. Многие листы с изображением античных памятников были вновь нарисованы и выгравированы. Однако до настоящего времени остается невыясненным, сколько уже готовых рисунков Казановы в действительности Винкельман заменил. В итоге все гравюры были напечатаны без указания имен авторов. Можно предположить, что среди них могли быть и рисунки, созданные Казановой. Во всяком случае, сам художник упрекал Винкельмана в том, что он воспользовался его работами.

«Неизвестные древние памятники» были изданы, как и задумывалось изначально, в формате in folio. Однако лишь несколько гравюр занимали лист полностью, остальные имели небольшой размер и располагались по несколько штук на листе. При этом каждое произведение было выполнено отдельно и имело свою рамку. Среди представленных на гравюрах памятников искусства были изображения античных статуй, фресок, ваз, саркофагов, и, конечно, гемм. Из 208 гравюр 53 были посвящены памятникам глиптики. Кроме того, изображения резных камней были помещены в тексте сочинения в виде гравированных виньеток.

И.И. Винкельман. Неизвестные древние памятники. Рим. 1767 г. Том 1. Лист с гравированными изображениями резных камней.

В художественном отношении гравюры не имели большой ценности, они в первую очередь иллюстрировали научный текст, и тем самым служили больше науке, чем эстетическому чувству или художественному восприятию. Тем не менее, сам рисунок на гравюрах, в том числе с изображениями гемм, характеризуется четко выраженными линиями, ставящими акцент на контурах фигур композиций. Подобный прием стал образцом для научной иллюстрации 19 века, в частности, для представления вновь обнаруженных древних произведений искусства в археологических журналах.

Альбом гравюр, представленный в «Неизвестных древних памятниках», стал тем необходимым, по мнению И.И. Винкельмана, фактическим материалом, который наглядно иллюстрировал его теорию развития искусства древности, изложенную здесь в несколько переработанном виде. Представленные гравюры ученый истолковывает с привлечением античных источников. В целом, последнее сочинение Винкельмана имело большое значение для развития герменевтики изображений, а также для становления археологии как научной дисциплины.

О геммах И.И. Винкельман также пишет в своих небольших по объему работах, так называемых «малых произведениях», издаваемых при жизни автора в виде отдельных брошюр или журнальных статей. Среди них стоит отметить сочинение «О способности воспринимать прекрасное в искусстве и об обучении этому», изданное в 1763 году в Дрездене у Вальтера. В фонде Редкой книги имеется второе издание, опубликованное в 1771 году[26].

Винкельман рассуждает в нем о том, что способность воспринимать прекрасное «пробуждается, становится более зрелой и заявляет о себе» в значительной степени «благодаря хорошему воспитанию». В том случае, если обнаружились признаки желаемой способности, необходимо заняться специальным обучением. Для этого вначале нужно «пробудить… сердце и чувство, тронув их разъяснениями самых прекрасных мест из сочинений древних и новых писателей, в особенности поэтов», что подготовит собственно к созерцанию прекрасного во всех его проявлениях. Одновременно следует «приучать… глаза к созерцанию прекрасного в искусстве»[27]. В этом в значительной степени могут служить, по мнению ученого, геммы.

Систематизированная коллекция слепков с резных камней «Дактилиотека Липперта». Дрезден. 1755-1762 гг.

В данном случае Винкельман останавливает свое внимание не на подлинных образцах античной глиптики, а на оттисках лучших резных камней, «большое собрание которых, выполненных в гипсе, - пишет ученый, - имеется в Германии. В Риме находится самое полное собрание лучших образцов этого вида искусства, отлитых из розовой серы»[28]. Такого рода систематизированные коллекции слепков резных камней, носивших название Дактилиотеки, снабженные специальными каталогами были очень популярны в 18 веке среди ученых, исследователей античности, археологов, художников, знатоков искусства и просто любителей. Они приобретались множеством школ, университетов и других учебных заведений.

В своей работе И.И. Винкельман приводит в качестве примера известную в свое время Дактилиотеку дрезденского мастера Филиппа Даниэля Липперта (Philipp Daniel Lippert, 1702-1785), изданную между 1755 - 1762 годами  и состоящую из 3000 слепков и каталога на латинском языке[29]. Другим образцом является собрание слепков немецкого мастера Христиана Дена (Christian Dehn, 1697/1700-1770), который первоначально служил у барона Филиппа фон Штоша, помогая ему в изготовлении стеклянных паст и оттисков с гемм для его собрания слепков, насчитывающего около 28 тысяч. В 1739 году Ден открыл в Риме собственное предприятие по производству и продаже слепков с резных камней, выполненных в сере. В 1772 году его собрание, превышавшее 2000 оттисков, копирующих оригиналы преимущественно из французским и итальянских Кабинетов, было систематизировано его зятем аббатом Дольче, продолжившим производство[30].

Планшет со слепками с резных камней из «Дактилиотеки Липперта». Дрезден. Издание 1767 г.

В дополнение к этому Винкельман предлагает для обучения коллекции оттисков с резных камней нового времени, чтобы посредством сравнения последних с оттисками с древних гемм «создать представление об истинно прекрасном в древних работах и о ложном его понимании в большинстве новых работ»[31]. При изучении того или иного собрания Винкельман советует  использовать составленное им описание коллекции резных камней барона Штоша, а также дорогое двенадцатитомное издание Антонио Франческо Гори «Флорентийский музей»[32], первые два тома которого были полностью посвящены резным камням.

Обучение по копиям и оттискам, по мнению Винкельмана, давало достаточную подготовку в формировании способности воспринимать прекрасное в искусстве, чтобы затем продолжить «истинное и полное познание прекрасного… посредством созерцания самих подлинников». Свое сочинение ученый проиллюстрировал гравированным изображением геммы из Флорентийского музея, помещенным в конце повествования.

Иоганн Иоахим Винкельман на протяжении всего своего творчества обращался к памятникам глиптики, что нашло отражение во многих его научных сочинениях. Изучая геммы, он впервые установил те ступени в развитии античного искусства, которые потом легли в основу его концепции. Гравированные изображения резных камней стали неотъемлемой частью его изданий, иллюстрируя и дополняя в значительной степени  рассуждения автора. В этом отношении, богатые фонды Редкой книги Библиотеки иностранной литературы, в которых хранятся произведения И.И. Винкельмана, изданные в 18 веке, предоставляют уникальную возможность приобщиться к творчеству знаменитого немецкого ученого.

 

Примечания

  1. Usener H. Philologie und Geschichtswissenschaft // Wesen und Rang der Philologie. Zum Gedanken an Hermann Usener und Franz Bucheler / Hrsg. von W. Schmid. Stuttgart, 1969. S. 15. Цит. по: Кащеев В.И. И.И. Винкельман и коллекция гемм барона Филиппа фон Штоша // Материалы VI Боголюбовских чтений. "Художественные коллекции музеев и традиции собирательства". Саратов, 28-31 марта. 1999 (http://ogis.sgu.ru/ogis/bogo/mat6/mat6-2.html).
  2. Неверов О. Я. Геммы античного мира. М., 1983. С. 20.
  3. [Winckelmann J.J.] Description des pierres gravées du feu Baron de Stosch, dédiée à Son Éminence Monseigneur

    le Cardinal Alexandre Albani, par M. l’Abbé Winckelmann Bibliothécaire de Son Éminence. Florence, 1760.

  4. [Stosch Ph. von] Pierres antiques gravées, sur lesquelles les Graveurs ont mis leurs noms,  dessinées & gravées en Cuivre sur les originaux ou d`après les empreintes, par Bernard Picart, expliquées par Philippe de Stosch et traduites par Limiers. Amsterdam, 1724. (фонд Редкой книги. Инв. № 1770111)
  5. О художественных особенностях трактовки резных камней Б. Пикаром можно прочитать в статье: Пожарова М. «Античность» в сафьяновом переплете // Мир музея. 2000. № 5. С. 27-28.
  6. Значительная часть  коллекции гемм барона Филиппа фон Штоша была приобретена в 1770 г. прусским королем Фридрихом II.
  7. Кащеев В.И. Указ.соч.
  8. Там же.
  9. Об этом пишет в своей научной работе М.А. Пожарова: Пожарова М.А. Французские гравированные увражи античных гемм в искусстве  XVIII века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2002. С. 120.
  10. [Winckelmann J.J.] Johann Winckelmanns, Präsidentens der Althertümer zu Rom, und Scrittore der Vaticanischen Bibliothek, Mitglieds der Königl. Englischen Societät der Alterthümer zu London, der Maleracademie von St. Luca zu Rom, und der Hetrurischen zu Cortona, Geschichte der Kunst des Alterthums. : Dresden, 1764. (фонд Редкой книги. Инв. № 1742061). К изданию приплетены: Winckelmann J.J. Anmerkungen über die Geschichte der Kunst des Alterthums.  Dresden, 1767; Winckelmann J.J. Nachrichten von den neussten Herculanischen Entdeckungen...  Dresden, 1764.
  11. Цит. по: Винкельман И.И. История искусства древности. Малые сочинения / Изд. подготовил И.Е. Бабанов. СПб, 2000. С. 15.
  12. Цит. по: Каган Ю.О. Резные камни в трудах и в иконографии Антонио Франческо Гори // Труды Государственного Эрмитажа. XXXIII. СПб., 2007.  С. 136
  13. Цит. по: Винкельман И.И. Указ. соч. С. 82.
  14. Там же. С. 83.
  15. Там же. С. 88-89.
  16. Там же. С. 161.
  17. [Winckelmann J.J.] Histoire de l`art chez les anciens. Par Mr. J. Winckelmann…Ouvrage traduit de l'allemand [par G. Sellius]. - Paris : Saillant, 1766. – Bd.1. (фонд Редкой книги. Инв. № 22362).
  18. Winckelmann J.J. Anmerkungen über die Geschichte der Kunst des Alterthums.  Dresden, 1767. (Издание находится в фонде Редкой книги Библиотеки иностранной литературы. Инв. № 1742061. См. сноску № 10).
  19. Подробнее о переиздании и переводах «Истории искусства древности» И.И. Винкельмана можно прочитать в комментариях  к русскому изданию, подготовленному  И.Е. Бабановым:  Винкельман И.И. Указ. соч. С. 490-496.
  20. [Winckelmann J.J.] Johann Joachim Winkelmanns Geschichte der Kunst des Alterthums / Nach dem Tode des Verfassers herausgegeben, und dem Fürsten Wenzel von Kaunitz-Rietberg gewidmet von der kaiserlichen königlichen Akademie der bildenden Künste. Wien, 1776. (фонд Редкой книги. Два экземпляра данного издания представляют собой двухтомник, сплетенный  в одну книгу: Инв. № 502084, Инв. № 297542; также имеются отдельно первый том – Инв. № 25195нем и второй том – Инв. № 1771401).
  21. [Winckelmann J.J.] Histoire de l`Arte de l`antiquité par Winckelmann. Leipzig, 1781. (фонд Редкой книги. Три тома сплетены в одну книгу - Инв. № 1778395; также имеются отдельно первый том – Инв. № 1777813, второй том – Инв. № 549121 и третий том – Инв. № 549120).
  22. Цит. по: Винкельман И.И. Указ.соч. С. 16.
  23. [Winckelmann J.J.] Monumenti antichi inediti spiegati ed illustrati da Giovanni Winckelmann, v.1-2. Rome, 1767. (фонд Редкой книги. Т.1 – Инв. № 1094009; Т.2 в двух экземплярах – Инв. № 624704 и Инв. № 1094010. Ко второму тому (Инв. № 624704) приплетены три сочинения Стефано Раффеи (1712-1788), в которых описываются древние памятники из собрания кардинала А. Альбани: Raffei S. - 1. Ricerche sopra un Apolline... Roma, 1772; 2. Dissertazione sopra un singolar combattimento… Roma, 1773; 3. Saggio di osservazioni sopra un bassorilievo… Roma, 1773. Всего было издано в 1772-1779 годы семь сочинений С. Раффеи, которые рассматривались в качестве дополнения, так называемого третьего тома к труду И.И. Винкельмана «Неизвестные древние памятники», и продавались вместе с ним.
  24. Подробнее об издании сочинения И.И. Винкельмана «Неизвестные древние памятники» можно прочитать в исследовании Сабины Наубер: Naumer S. Monumenti antichi inediti. Johann Joachim Winckelmanns groβes italienisches Werk, in: ART-Dok. Publikationsplattform Kunstgeschichte, 2008. URL: http://archiv.ub.uni-heidelberg.de/artdok/volltexte/2008/521/
  25. [Winckelmann J.J.] … Geschichte der Kunst des Alterhums. Dresden. 1764. S. 262, 263.
  26. [Winckelmann J.J.] ... Abhandlung von der Fähigkeit der Empfindung des Schönen in der Kunst, und dem Unterrichte in derselben... - Dressden;  Leipzig : In der Waltherischen Hofbuchhandlung, 1771. (фонд Редкой книги. Инв. № 570722).  Издание  приплетено к: Winckelmann J. ...Sendschreiben von den Herculanischen Entdeckungen... - Dressden, 1762.
  27. Цит. по: Винкельман И.И. Указ.соч. С. 445.
  28. [Lippert Ph.D.] Dactyliothecae universalis …. Lipsiae, 1755-1762.
  29. [Lippert Ph.D.] Dactyliothecae universalis …. Lipsiae, 1755-1762.
  30. [Franceso M.D.] Descrizione Istorica del Museo di Cristiano Denh. Dedicata alla Regia Società degli Antiquari di Londra per l‘Abate Franceso Maria Dolce. In Roma, 1772.
  31. Цит. по: Винкельман И.И. Указ.соч. С. 446.
  32. [Gori A.F.] Museum Florentinum exhibens insigniora vetustatus monumenta quae Florentiae suntI-XII. Florentiae, 1731-1766.

 

© Текст: Е.В.Соколова